11.12.2013 13:52
Основным инструментом улаживания спорных вопросов между розничными сетями и поставщиками эксперты называют Кодекс добросовестных практик. У участников рынка есть полгода, отмечает эксперт, на то, чтобы продемонстрировать первые результаты. Иначе будет меняться закон о торговле.
Первому вице-премьеру Игорю ШУВАЛОВУ в ближайшее время будет предоставлен доклад о работе межотраслевого экспертного совета по развитию розничной торговли под патронажем Минпромторга, который содержит отчет о том, как именно розничные сети и поставщики улаживают свои спорные вопросы на основе саморегулирования.
Эксперты отмечают среди наиболее важных решений комиссии - максимальное значение штрафа не более 15% от недопоставленного объема товара и обоюдность ответственности: со стороны поставщика - за недопоставку или несвоевременную поставку товара и со стороны торговой сети - за необоснованный неприем или несвоевременный прием товара. И отдельная тема - «плата за вход». Как известно, по закону о торговле премия за попадание в сеть не должна превышать 10% от стоимости поставляемой продукции. Но сети, уверяет эксперт, находят возможности обходить эту норму.
В общем, документ по своей идее направлен на то, что выход на рынок поставщиков будет облегчен, а условия конкуренции между поставщиками выровняются. При этом регулировать бизнес будет сам себя, т.е. подписание Кодекса - дело исключительно добровольное.
Впрочем, сети во Владивостоке уверяют, что эти проблемы здесь не столь существенны. И на их отношения с поставщиками почти не влияют. У нас не так много монополистов, диктующих свои условия сети, отмечают ритейлеры. В принципе, история этих отношений уже сложилась. И хотя на различных совещаниях можно услышать о том, что местным производителям тяжело попасть в супермаркет, но на самом деле проблема часто в том, что от местных производителей сети получают самую высокую цену за аналогичный товар. «Мы при возможности берем товар местных производителей, но иногда сталкиваемся с тем, что нам его выделяют по каким-то нормам, - рассказали «ЗР» в одной из сетей Владивостока. - Например, хозяйство «Дальневосточное». Очень трудно получить товар у Суражевки, в принципе. Они грузят не всем. И у них практически всегда нет товара».
Ритейлеры во Владивостоке считают, что договор с нормой штрафа подписывать не станут сами поставщики, поскольку случаи, когда они недогружают товар, не так уж редки. И случаются они едва ли не с каждым вторым поставщиком. «Мы имеем право на штраф только в том случае, если это оговорено в договоре поставки, - пояснили ритейлеры. - У нас есть в договоре поставки штраф, но его никто никогда не подписывает. Поставщики пишут протокол разногласия на этот пункт».
А между тем в Приморском крае на днях подписали региональный документ «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров, осуществляющими деятельность на территории Приморского края» 10 торговых сетей региона и 20 производителей пищевых продуктов. Впрочем, подписали его не все потенциальные участники подобных соглашений. «Нашего интереса в этом документе мы пока не увидели», - пояснили свой отказ подписать его в одной из сетей Владивостока.
Замгендиректора по маркетингу компании «Ратимир» Елена ЖАДАНОВА:
- Данный документ, безусловно, необходим и для поставщиков, и для сетей. По поводу решения проблемных вопросов ответить однозначно сложно, так как при работе с каждой сетью возникают свои нюансы, и данный закон затронет лишь вершину айсберга. Урегулирование процента за премию за попадание в сеть, установление его верхней границы - это важный и необходимый шаг. Так как сейчас каждая сеть диктует свои правила, и новому игроку на рынке попасть на прилавки магазинов очень сложно. Сеть выставляет зачастую не самые гуманные условия для поставщиков, тем самым вынуждает их повышать цены на товар для того, чтобы компенсировать расходы. И получается, что, в конечном счете, страдает опять потребитель.
Штрафы за недопоставленный товар - мера адекватная, но верхний порог в 15% - очень высокий. В наших условиях рынка, в сложностях в логистики это будет достаточно жесткая мера для поставщиков.
Остается только надеяться, что документ будет доработан и что он действительно поможет создать здоровую конкуренцию и даст реальные возможности по входу в сети новым компаниям.
Генеральный директор ОАО «Владхлеб» Дмитрий ШИНКАРЕНКО:
- На мой взгляд, задумка в целом хорошая, документ описывает принципы взаимоотношений поставщиков и торговых сетей. Но, во-первых, он, строго говоря, не обязательный, а во-вторых, не затрагивает некоторые аспекты таких отношений. Например, собственное производство в сетях и представление только своей продукции на полках без продукции поставщиков. Этот вопрос никак не отражен в документе. А он очень существенный, т.к., по моему мнению, ущемляет фундаментальное право потребителя на выбор. Основы рыночной экономики: частная собственность, конкуренция и свобода выбора. Когда сеть на полках представляет только собственный товар, она нарушает принцип конкуренции и лишает покупателя права выбора. Это просто неуважение по отношению к покупателю. Но я верю, что наше общество, потребительские привычки и самоуважение уже достигли того уровня, когда покупатель, видя такое отношение к себе лично, может себе позволить ограничить покупки или вообще их перестать совершать в такой сети. Вы будете общаться с человеком, открыто высказывающим вам свое неуважение?
Мы за развитие конкуренции. Но пусть продукция разных производителей будет представлена на полках, и покупатель сам сделает свой выбор.
Первому вице-премьеру Игорю ШУВАЛОВУ в ближайшее время будет предоставлен доклад о работе межотраслевого экспертного совета по развитию розничной торговли под патронажем Минпромторга, который содержит отчет о том, как именно розничные сети и поставщики улаживают свои спорные вопросы на основе саморегулирования.
Эксперты отмечают среди наиболее важных решений комиссии - максимальное значение штрафа не более 15% от недопоставленного объема товара и обоюдность ответственности: со стороны поставщика - за недопоставку или несвоевременную поставку товара и со стороны торговой сети - за необоснованный неприем или несвоевременный прием товара. И отдельная тема - «плата за вход». Как известно, по закону о торговле премия за попадание в сеть не должна превышать 10% от стоимости поставляемой продукции. Но сети, уверяет эксперт, находят возможности обходить эту норму.
В общем, документ по своей идее направлен на то, что выход на рынок поставщиков будет облегчен, а условия конкуренции между поставщиками выровняются. При этом регулировать бизнес будет сам себя, т.е. подписание Кодекса - дело исключительно добровольное.
Впрочем, сети во Владивостоке уверяют, что эти проблемы здесь не столь существенны. И на их отношения с поставщиками почти не влияют. У нас не так много монополистов, диктующих свои условия сети, отмечают ритейлеры. В принципе, история этих отношений уже сложилась. И хотя на различных совещаниях можно услышать о том, что местным производителям тяжело попасть в супермаркет, но на самом деле проблема часто в том, что от местных производителей сети получают самую высокую цену за аналогичный товар. «Мы при возможности берем товар местных производителей, но иногда сталкиваемся с тем, что нам его выделяют по каким-то нормам, - рассказали «ЗР» в одной из сетей Владивостока. - Например, хозяйство «Дальневосточное». Очень трудно получить товар у Суражевки, в принципе. Они грузят не всем. И у них практически всегда нет товара».
Ритейлеры во Владивостоке считают, что договор с нормой штрафа подписывать не станут сами поставщики, поскольку случаи, когда они недогружают товар, не так уж редки. И случаются они едва ли не с каждым вторым поставщиком. «Мы имеем право на штраф только в том случае, если это оговорено в договоре поставки, - пояснили ритейлеры. - У нас есть в договоре поставки штраф, но его никто никогда не подписывает. Поставщики пишут протокол разногласия на этот пункт».
А между тем в Приморском крае на днях подписали региональный документ «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров, осуществляющими деятельность на территории Приморского края» 10 торговых сетей региона и 20 производителей пищевых продуктов. Впрочем, подписали его не все потенциальные участники подобных соглашений. «Нашего интереса в этом документе мы пока не увидели», - пояснили свой отказ подписать его в одной из сетей Владивостока.
Замгендиректора по маркетингу компании «Ратимир» Елена ЖАДАНОВА:
- Данный документ, безусловно, необходим и для поставщиков, и для сетей. По поводу решения проблемных вопросов ответить однозначно сложно, так как при работе с каждой сетью возникают свои нюансы, и данный закон затронет лишь вершину айсберга. Урегулирование процента за премию за попадание в сеть, установление его верхней границы - это важный и необходимый шаг. Так как сейчас каждая сеть диктует свои правила, и новому игроку на рынке попасть на прилавки магазинов очень сложно. Сеть выставляет зачастую не самые гуманные условия для поставщиков, тем самым вынуждает их повышать цены на товар для того, чтобы компенсировать расходы. И получается, что, в конечном счете, страдает опять потребитель.
Штрафы за недопоставленный товар - мера адекватная, но верхний порог в 15% - очень высокий. В наших условиях рынка, в сложностях в логистики это будет достаточно жесткая мера для поставщиков.
Остается только надеяться, что документ будет доработан и что он действительно поможет создать здоровую конкуренцию и даст реальные возможности по входу в сети новым компаниям.
Генеральный директор ОАО «Владхлеб» Дмитрий ШИНКАРЕНКО:
- На мой взгляд, задумка в целом хорошая, документ описывает принципы взаимоотношений поставщиков и торговых сетей. Но, во-первых, он, строго говоря, не обязательный, а во-вторых, не затрагивает некоторые аспекты таких отношений. Например, собственное производство в сетях и представление только своей продукции на полках без продукции поставщиков. Этот вопрос никак не отражен в документе. А он очень существенный, т.к., по моему мнению, ущемляет фундаментальное право потребителя на выбор. Основы рыночной экономики: частная собственность, конкуренция и свобода выбора. Когда сеть на полках представляет только собственный товар, она нарушает принцип конкуренции и лишает покупателя права выбора. Это просто неуважение по отношению к покупателю. Но я верю, что наше общество, потребительские привычки и самоуважение уже достигли того уровня, когда покупатель, видя такое отношение к себе лично, может себе позволить ограничить покупки или вообще их перестать совершать в такой сети. Вы будете общаться с человеком, открыто высказывающим вам свое неуважение?
Мы за развитие конкуренции. Но пусть продукция разных производителей будет представлена на полках, и покупатель сам сделает свой выбор.
Источник: Золотой Рог
Просмотров: 756
Коментариев: 0
Смотрите также:
Новогодняя ярмарка набирает обороты
Салаты в супермаркетах Приморья перед проверкой "кипятят" и засыпают антибиотиками
Новогодняя ярмарка набирает обороты
Салаты в супермаркетах Приморья перед проверкой "кипятят" и засыпают антибиотиками
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований