16.12.2013 05:33
Пять лет назад, в декабре 2008 года, весь мир облетели кадры «автомобильного бунта» во Владивостоке, когда тысячи людей вышли на улицы, чтобы выразить свой протест против повышения таможенных пошлин на ввоз иномарок. Это были первые массовые выступления, на которых громко прозвучал лозунг «Путина в отставку», и первые ответные шаги власти, выразившиеся в силовом подавлении гражданских акций с помощью ОМОНа.
Сегодня многие участники тех памятных событий находятся далеко за пределами Владивостока, Приморья и вообще России, некоторые продолжают заниматься автобизнесом, а есть и те, кто вполне успешно пересел с правого на левый руль. Спустя пять лет, наверное, можно подвести некоторые итоги и дать оценку прошедшим событиям с высоты сегодняшнего дня. Для этого «ЗР» обратился к тем, кто принимал в них непосредственное участие. Довольно любопытным при этом стал тот факт, что далеко не каждый из тех, кому редакция решила задать вопросы, согласился открыто дать на них ответы. Тем интереснее оказались прозвучавшие мнения.
Автомемуары
«Протест 2008 года шел из глубины народных масс, и никакие «агенты Сороса» не имели к нему никакого отношения, - вспоминает Анастасия ЗАГОРУЙКО, бывшая в те дни одним из организаторов 14 декабря митинга у подводной лодки, который затем перерос в уличную демонстрацию. - Власти несли всякую чушь про то, что акции якобы финансируются госдепом, хотя любой участник подтвердит, что деньги на листовки и транспаранты собирались всем миром на форумах в Интернете. Изначально протест был сугубо экономический, приморский автобизнес выступил против тех мер правительства, которые ущемляли его интересы».
Экономическая обстановка в конце 2008 года, действительно, была довольно сложной. Летом рухнул курс рубля, по всей стране прокатилась волна сокращений зарплат, производств и инвестиций. Замерли продажи и на авторынке «Зеленый угол». И тут еще такая подножка бизнесу от правительства! Совсем неудивительно, что от сугубо экономических требований народ быстро перешел к требованиям политическим. Марш по Некрасовскому путепроводу со скандированием лозунгов отставки правительства и президента и сегодня можно найти на Youtube, хотя многие фото- и видеоматериалы тех дней попали в негласный «черный список» российских спецслужб.
«Этот протест был массово поддержан обычными гражданами, интересы которых также были затронуты очень серьезно. Никто не собирался заниматься никакой политикой, и среди организаторов акции 14 декабря 2008 года не было политических партий. Они появились позже, так как им было бы грешно на такой волне не заработать себе очки. И немалая доля вины в том, что цели протестующих не были достигнуты и волна протеста сошла, на мой взгляд, лежит как раз на этих партиях, прежде всего КПРФ, которая использовала акции для собственного пиара», - заключает Анастасия Загоруйко.
С мнением Анастасии, считающей, что протест декабря 2008 года выстрелил вхолостую, не согласен один из сотрудников ВГУЭС, принимавший участие в разработке планов создания приморского автокластера:
«Акции протеста, которые проходили по всему Дальнему Востоку, дали толчок к разработке проектов ускоренного развития региона. Сразу же после декабрьских выступлений во Владивостоке, началось обсуждение, а затем и строительство завода «Соллерс». В конце 2009 года там уже начали собирать первые корейские машины, а сегодня «Соллерс» является сборочной площадкой и для Mazda, и для Toyota. За четыре года здесь создано более 600 новых рабочих мест, произведено и продано более 100 тысяч легковых автомобилей. Да и в целом российский автопром получил второе дыхание: открылись новые автосборочные предприятия, на АвтоВАЗ пришли иностранные инвесторы, завод стал выпускать новые модели. Авторынок Приморья стал более цивилизованным, появились официальные дилеры, народ получил возможность приобретать новые машины с гарантией. И никакого катаклизма, который предрекали, не произошло».
Иной точки зрения придерживается другой активный участник протестов 2008 года, также не пожелавший публичной известности:
«Тысячи активных людей после событий 2008 года покинули Приморье, и увезли с собой свои мозги и свои деньги. Российский автопром, для которого якобы все это делалось, занимается сборкой иностранных моделей, своих хороших машин он так и не смог создать. Проект «Соллерса» во Владивостоке держится только за счет бюджетных дотаций на перевозки машин по железной дороге с востока на запад, то есть деньги на его функционирование изымаются у населения. Гендиректор «Соллерса» приходится родственником высоким чинам в правительстве, оттого ему такие поблажки. А те автомобили, которые здесь собирает «Соллерс», большинству приморцев просто не по карману, поэтому 95% его продукции вывозится в европейскую часть страны. Дальневосточники по-прежнему делают выбор в пользу недорогих подержанных «японок», и поэтому их импорт потихоньку восстанавливается после резкого падения 2008 года, хотя, конечно, не в таких объемах».
На стыке цивилизаций
По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2012 году в регионе было оформлено 260 тыс. автомобилей, что на 30% превышает показатель 2011 года.
«За десять месяцев 2013 года в регион ввезли свыше 200 тысяч машин. Значительная часть из них пришлась на таможни Владивостока и Уссурийска», - отметил начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля ДВТУ Андрей БЕЛЯЕВ.
Авторынок «Зеленый угол», несмотря на постоянно муссирующиеся слухи о его скором закрытии, работает в обычном режиме, хотя и не с таким огоньком, как это было раньше. Цены на автомобили выросли, покупателей стало меньше. Напуганные сообщениями о массовом аннулировании приморских «распилов» и «каркасов» сибиряки предпочитают искать другие предложения, да и среди приморских автовладельцев отношение к леворульным автомобилям стало более спокойным.
Главной проблемой «Зеленки» сегодня является утрата доверия. Последовавшие за повышением пошлин разного рода обходные схемы ввоза привели к появлению множества автомобилей с сомнительными документами, а распространение слухов о том, что «Зеленый угол» стал их пристанищем, сильно подорвало репутацию рынка. И все это могло бы закончиться для него очень печально, если бы не страх потребителя перед взаимоотношениями с официальными дилерами, репутация которых за прошедшие пять лет тоже оказалась изрядно подмоченной.
Цивилизованный «белый» рынок, о котором так много говорилось в 2008 году как об альтернативе «серой» «Зеленке», на практике оказался покрыт многочисленными грязными пятнами скандалов, сотрясающих автомобильные форумы в Интернете. Все рассказываемые автомобилистами ужасные истории, как правило, связаны либо с отказами в оплаченном гарантийном обслуживании, либо с невероятной дороговизной дилерского сервиса.
Впрочем, говорить о том, что официальные дилеры массово обманывают клиентов, нельзя. В целом автомобильный бизнес, безусловно, стал более цивилизованным. Во Владивостоке работает уже 13 официальных дилеров, представляющих все известные мировые автобренды. По улицам приморской столицы теперь ездят не только японские, но и европейские, и американские автомобили, собранные в России. Поэтому мнение о том, что региональный авторынок движется в правильном направлении, преобладает.
Другой вопрос, что, если вдруг и это направление окажется дорогой в пропасть, сообщить об этом рулевому уже будет некому: после омоновских дубинок декабря 2008 года желающих публично высказывать свое мнение значительно поубавилось.
Сегодня многие участники тех памятных событий находятся далеко за пределами Владивостока, Приморья и вообще России, некоторые продолжают заниматься автобизнесом, а есть и те, кто вполне успешно пересел с правого на левый руль. Спустя пять лет, наверное, можно подвести некоторые итоги и дать оценку прошедшим событиям с высоты сегодняшнего дня. Для этого «ЗР» обратился к тем, кто принимал в них непосредственное участие. Довольно любопытным при этом стал тот факт, что далеко не каждый из тех, кому редакция решила задать вопросы, согласился открыто дать на них ответы. Тем интереснее оказались прозвучавшие мнения.
Автомемуары
«Протест 2008 года шел из глубины народных масс, и никакие «агенты Сороса» не имели к нему никакого отношения, - вспоминает Анастасия ЗАГОРУЙКО, бывшая в те дни одним из организаторов 14 декабря митинга у подводной лодки, который затем перерос в уличную демонстрацию. - Власти несли всякую чушь про то, что акции якобы финансируются госдепом, хотя любой участник подтвердит, что деньги на листовки и транспаранты собирались всем миром на форумах в Интернете. Изначально протест был сугубо экономический, приморский автобизнес выступил против тех мер правительства, которые ущемляли его интересы».
Экономическая обстановка в конце 2008 года, действительно, была довольно сложной. Летом рухнул курс рубля, по всей стране прокатилась волна сокращений зарплат, производств и инвестиций. Замерли продажи и на авторынке «Зеленый угол». И тут еще такая подножка бизнесу от правительства! Совсем неудивительно, что от сугубо экономических требований народ быстро перешел к требованиям политическим. Марш по Некрасовскому путепроводу со скандированием лозунгов отставки правительства и президента и сегодня можно найти на Youtube, хотя многие фото- и видеоматериалы тех дней попали в негласный «черный список» российских спецслужб.
«Этот протест был массово поддержан обычными гражданами, интересы которых также были затронуты очень серьезно. Никто не собирался заниматься никакой политикой, и среди организаторов акции 14 декабря 2008 года не было политических партий. Они появились позже, так как им было бы грешно на такой волне не заработать себе очки. И немалая доля вины в том, что цели протестующих не были достигнуты и волна протеста сошла, на мой взгляд, лежит как раз на этих партиях, прежде всего КПРФ, которая использовала акции для собственного пиара», - заключает Анастасия Загоруйко.
С мнением Анастасии, считающей, что протест декабря 2008 года выстрелил вхолостую, не согласен один из сотрудников ВГУЭС, принимавший участие в разработке планов создания приморского автокластера:
«Акции протеста, которые проходили по всему Дальнему Востоку, дали толчок к разработке проектов ускоренного развития региона. Сразу же после декабрьских выступлений во Владивостоке, началось обсуждение, а затем и строительство завода «Соллерс». В конце 2009 года там уже начали собирать первые корейские машины, а сегодня «Соллерс» является сборочной площадкой и для Mazda, и для Toyota. За четыре года здесь создано более 600 новых рабочих мест, произведено и продано более 100 тысяч легковых автомобилей. Да и в целом российский автопром получил второе дыхание: открылись новые автосборочные предприятия, на АвтоВАЗ пришли иностранные инвесторы, завод стал выпускать новые модели. Авторынок Приморья стал более цивилизованным, появились официальные дилеры, народ получил возможность приобретать новые машины с гарантией. И никакого катаклизма, который предрекали, не произошло».
Иной точки зрения придерживается другой активный участник протестов 2008 года, также не пожелавший публичной известности:
«Тысячи активных людей после событий 2008 года покинули Приморье, и увезли с собой свои мозги и свои деньги. Российский автопром, для которого якобы все это делалось, занимается сборкой иностранных моделей, своих хороших машин он так и не смог создать. Проект «Соллерса» во Владивостоке держится только за счет бюджетных дотаций на перевозки машин по железной дороге с востока на запад, то есть деньги на его функционирование изымаются у населения. Гендиректор «Соллерса» приходится родственником высоким чинам в правительстве, оттого ему такие поблажки. А те автомобили, которые здесь собирает «Соллерс», большинству приморцев просто не по карману, поэтому 95% его продукции вывозится в европейскую часть страны. Дальневосточники по-прежнему делают выбор в пользу недорогих подержанных «японок», и поэтому их импорт потихоньку восстанавливается после резкого падения 2008 года, хотя, конечно, не в таких объемах».
На стыке цивилизаций
По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2012 году в регионе было оформлено 260 тыс. автомобилей, что на 30% превышает показатель 2011 года.
«За десять месяцев 2013 года в регион ввезли свыше 200 тысяч машин. Значительная часть из них пришлась на таможни Владивостока и Уссурийска», - отметил начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля ДВТУ Андрей БЕЛЯЕВ.
Авторынок «Зеленый угол», несмотря на постоянно муссирующиеся слухи о его скором закрытии, работает в обычном режиме, хотя и не с таким огоньком, как это было раньше. Цены на автомобили выросли, покупателей стало меньше. Напуганные сообщениями о массовом аннулировании приморских «распилов» и «каркасов» сибиряки предпочитают искать другие предложения, да и среди приморских автовладельцев отношение к леворульным автомобилям стало более спокойным.
Главной проблемой «Зеленки» сегодня является утрата доверия. Последовавшие за повышением пошлин разного рода обходные схемы ввоза привели к появлению множества автомобилей с сомнительными документами, а распространение слухов о том, что «Зеленый угол» стал их пристанищем, сильно подорвало репутацию рынка. И все это могло бы закончиться для него очень печально, если бы не страх потребителя перед взаимоотношениями с официальными дилерами, репутация которых за прошедшие пять лет тоже оказалась изрядно подмоченной.
Цивилизованный «белый» рынок, о котором так много говорилось в 2008 году как об альтернативе «серой» «Зеленке», на практике оказался покрыт многочисленными грязными пятнами скандалов, сотрясающих автомобильные форумы в Интернете. Все рассказываемые автомобилистами ужасные истории, как правило, связаны либо с отказами в оплаченном гарантийном обслуживании, либо с невероятной дороговизной дилерского сервиса.
Впрочем, говорить о том, что официальные дилеры массово обманывают клиентов, нельзя. В целом автомобильный бизнес, безусловно, стал более цивилизованным. Во Владивостоке работает уже 13 официальных дилеров, представляющих все известные мировые автобренды. По улицам приморской столицы теперь ездят не только японские, но и европейские, и американские автомобили, собранные в России. Поэтому мнение о том, что региональный авторынок движется в правильном направлении, преобладает.
Другой вопрос, что, если вдруг и это направление окажется дорогой в пропасть, сообщить об этом рулевому уже будет некому: после омоновских дубинок декабря 2008 года желающих публично высказывать свое мнение значительно поубавилось.
Источник: Золотой Рог
Просмотров: 780
Коментариев: 0
Смотрите также:
На выброшенном судне на остров Аскольд один человек погиб, второй обморожен
За подделку тысячерублевых купюр жители Лесозаводского района пойдут под суд
На выброшенном судне на остров Аскольд один человек погиб, второй обморожен
За подделку тысячерублевых купюр жители Лесозаводского района пойдут под суд
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований