23.08.2013 12:41
Пик сезона туристических поездок в Китай наступил в Приморье, и местные жители начали жаловаться на огромные очереди и долгое ожидание при пересечении российской границы. Корреспондент Илья Горбунов прошел таможенный пост в составе туристической группы, чтобы своими глазами увидеть, правдивы ли слухи.
Границу автобус может и не пройти
"Ну, стоять нам теперь часа три, – с сожалением вздохнула женщина в соседнем кресле автобуса. – Я каждые два ме
сяца езжу в Суйфэньхэ за покупками, и постоянно приходится проводить полдня на российской стороне границы. Так ведь мне еще везет, я одна катаюсь, без детей. А многие чуть ли не с младенцами на руках в Китай собираются", – туристка замолкает и начинает устраиваться в кресле поудобней, чтобы поспать, пока автобус стоит на площадке перед одним из самых известных пропускных пунктов в Китай возле поселка Пограничный.
Не желая мешать ей, выхожу подышать свежим воздухом. Рядом с нашей машиной стоят еще пять автобусов, которые приехали сюда гораздо раньше в надежде стать первыми в очереди на прохождение границы. Такое соревнование между туристическими группами проходит тут каждый день. Те, кто пришел в числе последних, могут границу и не пройти.
"Ежедневно из десятков автобусов как минимум два возвращаются в Пограничный, так и не попав в Китай, – рассказывает гид одной из групп Елена. – Сегодня моя коллега застряла со своей группой в Уссурийске, у них там колесо спустило, и есть большая вероятность, что сегодня им уже ничего не светит. А существуют и "блатные" туристы, которые проходят без очереди по договоренности с таможней", – последние слова она произносит с презрением.
В Китай направляются два вида автобусов, рейсовые и дополнительные. Узнать, на каком ты поедешь, заранее почти невозможно, поскольку определяет их вид не расписание, а владельцы туристических компаний по договоренности. А ведь разница между ними большая. Рейсовый – это почти стопроцентная гарантия того, что проблем с пресечением границы не будет. Поездка на дополнительном похожа на "русскую рулетку": может, повезет, а может, и нет.
"К дополнительным автобусам даже у таможенников отношение брезгливое, – отмечает Елена, внимательно рассматривая еще один паркующийся на стоянке автобус. – Они даже с водителями ведут себя по-хамски, хотя многих знают уже давно. Чего уж тут говорить о простых туристах. Скандалы случаются очень часто, ведь у многих просто нервы не выдерживают от такого обращения".
Между тем автобус Елены просигналил об отправке, и гид начала собирать своих подопечных. Следующим должен поехать на пункт пропуска и мой. Садившиеся в транспорт туристы впервые за час моего пребывания на площадке начали улыбаться. Оставшиеся провожали их завистливыми взглядами и вздыхали.
Пропускной ад
На пункт пропуска мы смогли попасть только спустя час после отбытия автобуса Елены. По словам нашего водителя, нам просто очень повезло, что в очереди мы заняли сразу третье место. Выгрузили вещи, идем в здание таможни, чтобы пройти наконец осмотр и пересечь русскую часть границы. Но и тут избежать проволочек не получилось.
"Мы будем проходить таможню в одно окно, все группой и по списку, – жизнерадостно объясняет нашей группе гид. – Параллельно там проходит пункт еще одна группа, так что постарайтесь не затеряться".
Смотрю через стеклянную дверь на зал прохода и таможенного досмотра. Несколько таможенников лениво стоят у рентгеновского аппарата и предоставляют туристам самим ловить вещи, выходящие с другой стороны. Люди это, конечно же, сделать не успевают, и красивые дамские сумочки, а также портфели с ноутбуками падают на далекий от чистоты пол, а сверху их придавливает тяжелыми чемоданами. Но помогать никто никому не собирается.
В зал я попадаю лишь через полчаса, простояв в небольшом душном зале ожидания, в котором нужно заполнять декларации и перекладывать вещи согласно таможенному предписанию. Пишущих ручек на стойках для заполнения деклараций нет, как и кондиционера в помещении. Все потеют и стараются не разругаться.
"Хорошо, хоть туалет работает, – шепчет мне на ухо турист из второй группы Андрей Сараев. – У меня был случай, когда мы тут провели два с лишним часа, а уборная была закрыта. Тогда люди чуть с ума не сошли. Был не пропускной пункт, а пропускной ад".
Он рассказал, что таможенники каждые полтора часа уходят то покурить, то попить чаю. Ожидающие люди мало кого из них волнуют.
Наступает моя очередь пройти паспортный контроль. Девушка-паспортистка быстро пролистывает мой документ и ставит в него штамп. Почему мы ждали так много времени – непонятно, ведь процедура заняла у нее от силы две минуты. Тем более, в углу ее каморки лежит раскрытый женский детектив.
"Ну вот, и долго ждать не пришлось, можно сказать, почти мгновенно проскочили, – еще через полчаса сказал мне Андрей, после того как мы начали загружаться в свои автобусы. – Теперь у китайцев минут за двадцать пройдем, и все. Если, конечно, у наших вновь не застрянем".
Андрей будто сглазил. Как только мы погрузились в автобус, завыла сирена, и вдоль здания выстроились пограничники и таможенники с собаками. В ответ на мои расспросы водитель рассказал, что это учения, и проходят такие парады с периодичностью раз в два дня. Шоу заняло у нас еще двадцать минут, после которых автобус все же выдвинулся в сторону китайского поста.
Китай встречает ласково
До китайского пропускного пункта мы добрались на удивление быстро. Еще удивительней было то, что китайские таможенники и пограничники не стали держать нас на открытом воздухе, а сразу провели в помещение, к стойкам проверки документов, и попросили построиться в несколько очередей.
"Главное – не тормозить, и минут через десять максимум мы будем уже в Китае. У них тут на пропуске человек десять работает, так что быстро пройдем, – довольно объяснила нам гид. – Автобус они проверят, пока мы будем проходить досмотр".
В итоге реалии китайских таможенников совпали с русскими только в том, что у девушки-паспортистки, одетой в зеленую форму, принятую в войсках КНР, на столе тоже лежала книжка. Только не художественная, а деловая, "Устав" называется.
Когда через пятнадцать минут, успев купить за сущие копейки в таможенном магазинчике бутылку воды и сходить в один из трех туалетов на этаже, я сел в кресло автобуса, понимания, что я был на китайской таможне и проходил серьезную процедуру, не было. Слишком все просто и легко.
Конечно, мне рассказывали, что на обратном пути китайские таможенники проверяют автобус целых двадцать минут, но по сравнению с тем временем, которое мы провели на российском посту, маленькие задержки не шли ни в какое сравнение. А впереди за окном лежали не менее приветливые, чем улыбки китайских таможенников, просторы Китая.
Станет только хуже
Уже вернувшись через несколько дней в Приморье, на работе я наткнулся на информацию о том, что таможенные посты Хабаровска, ЕАО и Приамурья закрыты, а туристов намерены пускать через Приморье.
Представитель Дальневосточного таможенного управления на мой резонный вопрос о том, как они будут справляться, ответил, что сегодня ни на одной таможне Приморского края не наблюдается наплыва туристов. Однако руководство ДВТУ приняло решение о командировании должностных лиц с закрытых таможен соседних регионов.
"Пока точного числа командированных нет, так как подмога будет поступать по мере необходимости. Наплыв туристов прогнозируется на последнюю неделю августа, именно в этот период жители Дальнего Востока в преддверии начала учебного года устремляются в Китай за школьными принадлежностями и формой", – отметил собеседник агентства.
Как оно будет в действительности, пока неизвестно. Но уже сейчас туристам из Хабаровска на интернет-форумах советуют подождать конца паводков, а не ехать на автобусе через приморские таможенные посты.
Границу автобус может и не пройти
"Ну, стоять нам теперь часа три, – с сожалением вздохнула женщина в соседнем кресле автобуса. – Я каждые два ме
сяца езжу в Суйфэньхэ за покупками, и постоянно приходится проводить полдня на российской стороне границы. Так ведь мне еще везет, я одна катаюсь, без детей. А многие чуть ли не с младенцами на руках в Китай собираются", – туристка замолкает и начинает устраиваться в кресле поудобней, чтобы поспать, пока автобус стоит на площадке перед одним из самых известных пропускных пунктов в Китай возле поселка Пограничный.
Не желая мешать ей, выхожу подышать свежим воздухом. Рядом с нашей машиной стоят еще пять автобусов, которые приехали сюда гораздо раньше в надежде стать первыми в очереди на прохождение границы. Такое соревнование между туристическими группами проходит тут каждый день. Те, кто пришел в числе последних, могут границу и не пройти.
"Ежедневно из десятков автобусов как минимум два возвращаются в Пограничный, так и не попав в Китай, – рассказывает гид одной из групп Елена. – Сегодня моя коллега застряла со своей группой в Уссурийске, у них там колесо спустило, и есть большая вероятность, что сегодня им уже ничего не светит. А существуют и "блатные" туристы, которые проходят без очереди по договоренности с таможней", – последние слова она произносит с презрением.
В Китай направляются два вида автобусов, рейсовые и дополнительные. Узнать, на каком ты поедешь, заранее почти невозможно, поскольку определяет их вид не расписание, а владельцы туристических компаний по договоренности. А ведь разница между ними большая. Рейсовый – это почти стопроцентная гарантия того, что проблем с пресечением границы не будет. Поездка на дополнительном похожа на "русскую рулетку": может, повезет, а может, и нет.
"К дополнительным автобусам даже у таможенников отношение брезгливое, – отмечает Елена, внимательно рассматривая еще один паркующийся на стоянке автобус. – Они даже с водителями ведут себя по-хамски, хотя многих знают уже давно. Чего уж тут говорить о простых туристах. Скандалы случаются очень часто, ведь у многих просто нервы не выдерживают от такого обращения".
Между тем автобус Елены просигналил об отправке, и гид начала собирать своих подопечных. Следующим должен поехать на пункт пропуска и мой. Садившиеся в транспорт туристы впервые за час моего пребывания на площадке начали улыбаться. Оставшиеся провожали их завистливыми взглядами и вздыхали.
Пропускной ад
На пункт пропуска мы смогли попасть только спустя час после отбытия автобуса Елены. По словам нашего водителя, нам просто очень повезло, что в очереди мы заняли сразу третье место. Выгрузили вещи, идем в здание таможни, чтобы пройти наконец осмотр и пересечь русскую часть границы. Но и тут избежать проволочек не получилось.
"Мы будем проходить таможню в одно окно, все группой и по списку, – жизнерадостно объясняет нашей группе гид. – Параллельно там проходит пункт еще одна группа, так что постарайтесь не затеряться".
Смотрю через стеклянную дверь на зал прохода и таможенного досмотра. Несколько таможенников лениво стоят у рентгеновского аппарата и предоставляют туристам самим ловить вещи, выходящие с другой стороны. Люди это, конечно же, сделать не успевают, и красивые дамские сумочки, а также портфели с ноутбуками падают на далекий от чистоты пол, а сверху их придавливает тяжелыми чемоданами. Но помогать никто никому не собирается.
В зал я попадаю лишь через полчаса, простояв в небольшом душном зале ожидания, в котором нужно заполнять декларации и перекладывать вещи согласно таможенному предписанию. Пишущих ручек на стойках для заполнения деклараций нет, как и кондиционера в помещении. Все потеют и стараются не разругаться.
"Хорошо, хоть туалет работает, – шепчет мне на ухо турист из второй группы Андрей Сараев. – У меня был случай, когда мы тут провели два с лишним часа, а уборная была закрыта. Тогда люди чуть с ума не сошли. Был не пропускной пункт, а пропускной ад".
Он рассказал, что таможенники каждые полтора часа уходят то покурить, то попить чаю. Ожидающие люди мало кого из них волнуют.
Наступает моя очередь пройти паспортный контроль. Девушка-паспортистка быстро пролистывает мой документ и ставит в него штамп. Почему мы ждали так много времени – непонятно, ведь процедура заняла у нее от силы две минуты. Тем более, в углу ее каморки лежит раскрытый женский детектив.
"Ну вот, и долго ждать не пришлось, можно сказать, почти мгновенно проскочили, – еще через полчаса сказал мне Андрей, после того как мы начали загружаться в свои автобусы. – Теперь у китайцев минут за двадцать пройдем, и все. Если, конечно, у наших вновь не застрянем".
Андрей будто сглазил. Как только мы погрузились в автобус, завыла сирена, и вдоль здания выстроились пограничники и таможенники с собаками. В ответ на мои расспросы водитель рассказал, что это учения, и проходят такие парады с периодичностью раз в два дня. Шоу заняло у нас еще двадцать минут, после которых автобус все же выдвинулся в сторону китайского поста.
Китай встречает ласково
До китайского пропускного пункта мы добрались на удивление быстро. Еще удивительней было то, что китайские таможенники и пограничники не стали держать нас на открытом воздухе, а сразу провели в помещение, к стойкам проверки документов, и попросили построиться в несколько очередей.
"Главное – не тормозить, и минут через десять максимум мы будем уже в Китае. У них тут на пропуске человек десять работает, так что быстро пройдем, – довольно объяснила нам гид. – Автобус они проверят, пока мы будем проходить досмотр".
В итоге реалии китайских таможенников совпали с русскими только в том, что у девушки-паспортистки, одетой в зеленую форму, принятую в войсках КНР, на столе тоже лежала книжка. Только не художественная, а деловая, "Устав" называется.
Когда через пятнадцать минут, успев купить за сущие копейки в таможенном магазинчике бутылку воды и сходить в один из трех туалетов на этаже, я сел в кресло автобуса, понимания, что я был на китайской таможне и проходил серьезную процедуру, не было. Слишком все просто и легко.
Конечно, мне рассказывали, что на обратном пути китайские таможенники проверяют автобус целых двадцать минут, но по сравнению с тем временем, которое мы провели на российском посту, маленькие задержки не шли ни в какое сравнение. А впереди за окном лежали не менее приветливые, чем улыбки китайских таможенников, просторы Китая.
Станет только хуже
Уже вернувшись через несколько дней в Приморье, на работе я наткнулся на информацию о том, что таможенные посты Хабаровска, ЕАО и Приамурья закрыты, а туристов намерены пускать через Приморье.
Представитель Дальневосточного таможенного управления на мой резонный вопрос о том, как они будут справляться, ответил, что сегодня ни на одной таможне Приморского края не наблюдается наплыва туристов. Однако руководство ДВТУ приняло решение о командировании должностных лиц с закрытых таможен соседних регионов.
"Пока точного числа командированных нет, так как подмога будет поступать по мере необходимости. Наплыв туристов прогнозируется на последнюю неделю августа, именно в этот период жители Дальнего Востока в преддверии начала учебного года устремляются в Китай за школьными принадлежностями и формой", – отметил собеседник агентства.
Как оно будет в действительности, пока неизвестно. Но уже сейчас туристам из Хабаровска на интернет-форумах советуют подождать конца паводков, а не ехать на автобусе через приморские таможенные посты.
Источник: РИА Новости
Просмотров: 807
Коментариев: 0
Смотрите также:
Первый за несколько лет случай менингита выявлен в Приморье
Житель Приморья ответит в суде за свой считыватель банковских карт
Первый за несколько лет случай менингита выявлен в Приморье
Житель Приморья ответит в суде за свой считыватель банковских карт
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований