28.07.2011 20:08
О предстоящих выборах, грядущих новшествах и фальшивых бюллетенях в интервью председателя крайизбиркома Татьяны ГЛАДКИХ
«Дейта»: Татьяна Валерьевна, ожидаются ли новшества в предстоящих выборах? Речь идет не об изменениях в законодательстве, о них уже многое писалось…
Т. Гладких: Прежде всего, хотелось бы сказать о технических средствах. Во-первых, Центризбирком принял решение об оснащении избирательных участков в субъектах РФ техническими средствами для голосования. В частности, Приморский край получит 77 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), они будут размещены на 77 избирательных участках, и такая вещь как «вбросы голосов» станет невозможной. Ведь КОИБ – это стационарный большой ящик для голосования, и если применяется данный прибор, то другие ящики для голосования не применяются. Данный прибор оснащен сканирующим устройством. Аппарат по одному принимает и считывает бюллетени. Если положить два, он их не примет. Поэтому «вброс» невозможен, сложно представить, чтобы какой-либо избиратель будет стоять и пропускать через сканер 5 или 10 бюллетеней.
Также на сегодняшний день рассматриваются вопросы об оснащении избирательных участков металлодетекторами и веб-камерами. Камеры позволят транслировать изображения из помещения для голосования на какой-либо из сайтов, на сайт Избирательной комиссии Приморского края или напрямую на сайт Центральной избирательной комиссии РФ. Происходит это так: веб-камера включается при открытии избирательного участка, в ходе чего представляются для обозрения ящики для голосования, и избиратели могут удостовериться, что ящики пустые. Трансляция заканчивается, когда подписан протокол об итогах голосования. То есть любое заинтересованное лицо может проследить, что происходило на участках от начала до окончания голосования. Эти вопросы сейчас обсуждаются, их реализация зависит от финансирования.
«Дейта»: Такие технические новинки уже применялись?
Т. Гладких: Мы уже применяли веб-камеры на своих муниципальных выборах, нам понравилось. А вот избирателям, по-моему, не очень. Только единицы пользователей заходили на сайт. Но мы надеемся, что в предстоящую избирательную кампанию избиратели будут более обширно пользоваться такой возможностью и интересоваться ходом голосования на избирательных участках.
«Дейта»: Татьяна Валерьевна, скажите, часто ли бывают такие случаи, когда депутаты, которых уже избрали, отказываются от своих полномочий?
Т. Гладких: Да, бывают такие случаи. Могу привести пример: в ближайшие дни в Верховном суде будут рассматриваться кассационные жалобы по ситуации, возникшей в Красноармейском муниципальном районе. Там некоторые депутаты сложили с себя полномочия до истечения срока. Депутатами причина в данном случае не объясняется. Ведь законодательство не требует от депутатов указание причин, причем также не запрещает участвовать в следующих предстоящих выборах. Таких случаев на самом деле достаточно много и если открыть сайт краевой избирательной комиссии, посмотреть прошедшие выборы и по поиску включить выборы дополнительные, то станет понятно, сколько раз депутаты слагали полномочия досрочно. Обстоятельства у них могут быть различные, например, замещение кандидатом государственной должности, которая препятствует избраннику осуществлять статус депутата и статус госслужащего одновременно. Не исключено и избрание в органы представительной и законодательной власти более высокого уровня.
«Дейта»: Бывают такие случаи, когда кандидатов снимают с выборов, насколько реально снять зарегистрированного кандидата?
Т. Гладких: Существует несколько понятий, давайте их сразу разграничим. «Отказ в регистрации», «отмена уже существующей регистрации», «отмена решения о регистрации» - вещи разные. Отказ в регистрации применяется в том случае, когда кандидат ненадлежащим образом представил документы для регистрации, либо вообще не предоставил документы, либо нарушал законодательство в период между выдвижением и регистрацией. Ситуации такие случаются, ведь не все кандидаты могут собрать необходимые бумаги, не все из выдвинувшихся соответствуют тем критериям, которые предъявляются к кандидатам, например, наличие судимости, не позволяющей баллотироваться. Что же касается отмены решения о регистрации, то это происходит реже. Например, при таких обстоятельствах, когда кандидатом собрано недостаточное количество достоверных и действительных подписей в поддержку выдвижения, также отмена решения о регистрации осуществляется в том случае, если комиссия нарушила законодательство при принятии решения о регистрации кандидата.
А вот отмена регистрации кандидата осуществляется только в судебном порядке, если кандидат нарушил законодательство о выборах после того как был зарегистрирован, либо по вновь открывшимся обстоятельствам, препятствовавшим его регистрации.
«Дейта»: Скажите, а насколько реальны на выборах так называемые «вбросы голосов» - подкладывание фальшивых бюллетеней?
Т. Гладких: Если честно, то я в своей практике только один раз сталкивалась с тем, что имели место «вброшенные» избирательные бюллетени. Это было на выборах в 2001 году, я присутствовала на избирательном участке и видела, как извлекали из ящика для голосования пачку избирательных бюллетеней. Да – это нарушение законодательства, и лица, которые совершили это деяние, должны быть привлечены к ответственности, вместе с тем на сегодняшний день законодательство построено таким образом, что можно оградиться от незаконного «вброса» бюллетеней. И мы же понимаем, что в большинстве случаев этот процесс передачи бюллетеней может происходить не в помещение для голосования, а где-то за его пределами. На территории каждого избирательного участка дежурство осуществляют представители правоохранительных органов, они должны следить за порядком и исключать возможность продажи или передачи бюллетеней. Да, в 2001 году, все эти бюллетени были признаны недействительными.
«Дейта»: Татьяна Валерьевна, сильно ли поменялось законодательство за последние четыре года, в частности, в сфере информационного обеспечения выборов?
Т. Гладких: Законодательство поменялось в той части, которая связана с распределением депутатских мандатов, с порядком поверки подписных листов, собранными избирательными объединениями и кандидатами, ну и в других аспектах. А что касается информационного обеспечения, то за последние 4 года значительных перемен не произошло. Поэтому журналисты и пиар-команды могут работать «по-старинке», но лишний раз заглянуть в закон никому не помешает.
«Дейта»: Контролирует ли избирком участие пиарщиков в выборах?
Т. Гладких: Могу сказать только то, что комиссия контролирует соблюдение законодательства при подготовке выборов, то есть деятельность всех физических и юридических лиц. Если эта деятельность вступает в противоречие с нормами законодательства, то соответственно на избирательную комиссию возлагается обязанность реагировать на эти нарушения.
«Дейта»: Был случай, когда один из кандидатов от одной из партий в честь праздника во время предвыборной кампании бесплатно раздавал блины, и это расценили как агитацию. Не слишком ли жестким является законодательство в таких случаях?
Т. Гладких: Любое мероприятие, которое осуществляет партия в период после выдвижения списка кандидатов, и которое позиционируется, как мероприятие партии, является предвыборной агитацией. Все агитационные мероприятия должны быть прекращены в 00.00 часов в день, предшествующий дню голосования. Если данные действия будут проходить после установленного срока, то это будет расцениваться как предвыборная агитация в период ее запрещения.
«Дейта»:А какие требования к агитационным материалам предъявляются на выборах?
Т. Гладких: Во-первых, устанавливается перечень лиц, которые могут принимать участие в предвыборной агитации. Например, запрет существует для государственных органов, для лиц, не достигших возраста 18 лет, а также для других субъектов. Во-вторых, агитационные материалы должны быть оплачены из избирательного фонда, если же агитационные материалы, не оплачены из избирательного фонда, то они являются не законными. В-третьих, это требование к оформлению агитационных материалов, а именно печатные агитационные материалы должны иметь выходные данные, поэтому материалы, изготовленные и размещенные без выходных данных, либо с неполными выходными данными, незаконны. В-четвертых, существуют требования по местам размещения данных материалов. Размещение материала на расстоянии ближе, чем 50 метров к избирательному участку, на здании или сооружении без согласия собственника не допускается. Также существует ограничение по периоду агитационных материалов.
«Дейта»: Татьяна Валерьевна, ожидаются ли новшества в предстоящих выборах? Речь идет не об изменениях в законодательстве, о них уже многое писалось…
Т. Гладких: Прежде всего, хотелось бы сказать о технических средствах. Во-первых, Центризбирком принял решение об оснащении избирательных участков в субъектах РФ техническими средствами для голосования. В частности, Приморский край получит 77 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), они будут размещены на 77 избирательных участках, и такая вещь как «вбросы голосов» станет невозможной. Ведь КОИБ – это стационарный большой ящик для голосования, и если применяется данный прибор, то другие ящики для голосования не применяются. Данный прибор оснащен сканирующим устройством. Аппарат по одному принимает и считывает бюллетени. Если положить два, он их не примет. Поэтому «вброс» невозможен, сложно представить, чтобы какой-либо избиратель будет стоять и пропускать через сканер 5 или 10 бюллетеней.
Также на сегодняшний день рассматриваются вопросы об оснащении избирательных участков металлодетекторами и веб-камерами. Камеры позволят транслировать изображения из помещения для голосования на какой-либо из сайтов, на сайт Избирательной комиссии Приморского края или напрямую на сайт Центральной избирательной комиссии РФ. Происходит это так: веб-камера включается при открытии избирательного участка, в ходе чего представляются для обозрения ящики для голосования, и избиратели могут удостовериться, что ящики пустые. Трансляция заканчивается, когда подписан протокол об итогах голосования. То есть любое заинтересованное лицо может проследить, что происходило на участках от начала до окончания голосования. Эти вопросы сейчас обсуждаются, их реализация зависит от финансирования.
«Дейта»: Такие технические новинки уже применялись?
Т. Гладких: Мы уже применяли веб-камеры на своих муниципальных выборах, нам понравилось. А вот избирателям, по-моему, не очень. Только единицы пользователей заходили на сайт. Но мы надеемся, что в предстоящую избирательную кампанию избиратели будут более обширно пользоваться такой возможностью и интересоваться ходом голосования на избирательных участках.
«Дейта»: Татьяна Валерьевна, скажите, часто ли бывают такие случаи, когда депутаты, которых уже избрали, отказываются от своих полномочий?
Т. Гладких: Да, бывают такие случаи. Могу привести пример: в ближайшие дни в Верховном суде будут рассматриваться кассационные жалобы по ситуации, возникшей в Красноармейском муниципальном районе. Там некоторые депутаты сложили с себя полномочия до истечения срока. Депутатами причина в данном случае не объясняется. Ведь законодательство не требует от депутатов указание причин, причем также не запрещает участвовать в следующих предстоящих выборах. Таких случаев на самом деле достаточно много и если открыть сайт краевой избирательной комиссии, посмотреть прошедшие выборы и по поиску включить выборы дополнительные, то станет понятно, сколько раз депутаты слагали полномочия досрочно. Обстоятельства у них могут быть различные, например, замещение кандидатом государственной должности, которая препятствует избраннику осуществлять статус депутата и статус госслужащего одновременно. Не исключено и избрание в органы представительной и законодательной власти более высокого уровня.
«Дейта»: Бывают такие случаи, когда кандидатов снимают с выборов, насколько реально снять зарегистрированного кандидата?
Т. Гладких: Существует несколько понятий, давайте их сразу разграничим. «Отказ в регистрации», «отмена уже существующей регистрации», «отмена решения о регистрации» - вещи разные. Отказ в регистрации применяется в том случае, когда кандидат ненадлежащим образом представил документы для регистрации, либо вообще не предоставил документы, либо нарушал законодательство в период между выдвижением и регистрацией. Ситуации такие случаются, ведь не все кандидаты могут собрать необходимые бумаги, не все из выдвинувшихся соответствуют тем критериям, которые предъявляются к кандидатам, например, наличие судимости, не позволяющей баллотироваться. Что же касается отмены решения о регистрации, то это происходит реже. Например, при таких обстоятельствах, когда кандидатом собрано недостаточное количество достоверных и действительных подписей в поддержку выдвижения, также отмена решения о регистрации осуществляется в том случае, если комиссия нарушила законодательство при принятии решения о регистрации кандидата.
А вот отмена регистрации кандидата осуществляется только в судебном порядке, если кандидат нарушил законодательство о выборах после того как был зарегистрирован, либо по вновь открывшимся обстоятельствам, препятствовавшим его регистрации.
«Дейта»: Скажите, а насколько реальны на выборах так называемые «вбросы голосов» - подкладывание фальшивых бюллетеней?
Т. Гладких: Если честно, то я в своей практике только один раз сталкивалась с тем, что имели место «вброшенные» избирательные бюллетени. Это было на выборах в 2001 году, я присутствовала на избирательном участке и видела, как извлекали из ящика для голосования пачку избирательных бюллетеней. Да – это нарушение законодательства, и лица, которые совершили это деяние, должны быть привлечены к ответственности, вместе с тем на сегодняшний день законодательство построено таким образом, что можно оградиться от незаконного «вброса» бюллетеней. И мы же понимаем, что в большинстве случаев этот процесс передачи бюллетеней может происходить не в помещение для голосования, а где-то за его пределами. На территории каждого избирательного участка дежурство осуществляют представители правоохранительных органов, они должны следить за порядком и исключать возможность продажи или передачи бюллетеней. Да, в 2001 году, все эти бюллетени были признаны недействительными.
«Дейта»: Татьяна Валерьевна, сильно ли поменялось законодательство за последние четыре года, в частности, в сфере информационного обеспечения выборов?
Т. Гладких: Законодательство поменялось в той части, которая связана с распределением депутатских мандатов, с порядком поверки подписных листов, собранными избирательными объединениями и кандидатами, ну и в других аспектах. А что касается информационного обеспечения, то за последние 4 года значительных перемен не произошло. Поэтому журналисты и пиар-команды могут работать «по-старинке», но лишний раз заглянуть в закон никому не помешает.
«Дейта»: Контролирует ли избирком участие пиарщиков в выборах?
Т. Гладких: Могу сказать только то, что комиссия контролирует соблюдение законодательства при подготовке выборов, то есть деятельность всех физических и юридических лиц. Если эта деятельность вступает в противоречие с нормами законодательства, то соответственно на избирательную комиссию возлагается обязанность реагировать на эти нарушения.
«Дейта»: Был случай, когда один из кандидатов от одной из партий в честь праздника во время предвыборной кампании бесплатно раздавал блины, и это расценили как агитацию. Не слишком ли жестким является законодательство в таких случаях?
Т. Гладких: Любое мероприятие, которое осуществляет партия в период после выдвижения списка кандидатов, и которое позиционируется, как мероприятие партии, является предвыборной агитацией. Все агитационные мероприятия должны быть прекращены в 00.00 часов в день, предшествующий дню голосования. Если данные действия будут проходить после установленного срока, то это будет расцениваться как предвыборная агитация в период ее запрещения.
«Дейта»:А какие требования к агитационным материалам предъявляются на выборах?
Т. Гладких: Во-первых, устанавливается перечень лиц, которые могут принимать участие в предвыборной агитации. Например, запрет существует для государственных органов, для лиц, не достигших возраста 18 лет, а также для других субъектов. Во-вторых, агитационные материалы должны быть оплачены из избирательного фонда, если же агитационные материалы, не оплачены из избирательного фонда, то они являются не законными. В-третьих, это требование к оформлению агитационных материалов, а именно печатные агитационные материалы должны иметь выходные данные, поэтому материалы, изготовленные и размещенные без выходных данных, либо с неполными выходными данными, незаконны. В-четвертых, существуют требования по местам размещения данных материалов. Размещение материала на расстоянии ближе, чем 50 метров к избирательному участку, на здании или сооружении без согласия собственника не допускается. Также существует ограничение по периоду агитационных материалов.
Источник: Deita.RU
Просмотров: 1492
Коментариев: 0
Смотрите также:
Чистой морской воды на юге Приморья нет
В Приморье набирает обороты операция «Мак»: уничтожено 23 тонны наркорастений
Чистой морской воды на юге Приморья нет
В Приморье набирает обороты операция «Мак»: уничтожено 23 тонны наркорастений
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований