Дальнегорский дайвер Андрей Шпатак разыскал останки торгового судна «Викинг», разбившегося на скалах более 100 лет назад.
Хобби дальнегорского дайвера позволило стереть еще одно «белое пятно» в истории Приморья. Дайвинг и подводная фотография – увлечения, которыми Андрей «болеет» с юности. К зрелому возрасту он объехал с аквалангом и фотоаппаратом практически все земные моря, участвовал в чемпионате мира по подводной фотографии, и даже занял там седьмое место в одной из номинаций. И все же любимым местом погружений, любимой «нырялкой» остается родной берег в окрестностях Дальнегорска, а любимым объектом съемки стал обитающий здесь осьминог Дофлейна – крупнейший из осьминогов в мире. Собственно открытие места крушения «Викинга» произошло случайно, Андрей просто обследовал перспективное, на его взгляд место, где могли бы обитать осьминоги и друге интересные подводные жители.
- Крушение произошло из-за навигационной ошибки, - делится впечатлениями Шпатак, между прочим, штурман дальнего плавания, - судно врезалось в скалистый берег прямо перпендикулярно. Удар был сильным, и сняться с прибрежных скал уже не удалось. В те времена GPS-навигаторов и радаров не существовало (крушение «Викинга», по разным источникам, произошло между 1897-1902 годами) и определение места судна было возможно только в хорошую погоду - днем по солнцу, а в сумерки – по звездам, при плавании вдоль берегов использовались пеленги береговых ориентиров - мысов и скал, а маяков в то время у нас на побережье практически не было, да и морским картам можно было доверять с опаской. В тумане судно двигалось по счислению, то есть использовались рассчитанный курс и скорость судна, но со временем происходило накопление навигационной ошибки- неизвестные течения, ветер и волнение делали свое дело. Видимо штурман, прокладывавший курс, ошибся в расчетах и «Викинг» попросту воткнулся в берег.
Нос обнаруженного судна вошел в подводные камни на глубине примерно 6 метров. Судно было довольно большим даже по современным понятиям - около 100 метров в длину и 20 в ширину. За прошедшее столетие на дне сохранились остатки днища и бортов судна, фундамент паровой машины, много кусков обшивки разбросано вокруг. На морском дне, среди обломков судна Андрей нашел несколько осколков фарфоровой посуды типа пиал, горлышко от бутылки с пробкой внутри. Единственное, что из найденного пощадило время, это болт из цветного металла (медь или бронза), он практически в идеальном состоянии, хоть сейчас закручивай на место.
«Викинг» стал вторым затонувшим судном, обнаруженным Андреем Шпатаком. В 2003 году он первым опустился к затонувшей в заливе Ольга рыбацкой шхуне «Виктория». А вообще в личной коллекции экспедиций у Андрея – погружения к останкам участника Цусимского сражения 1905 года, крейсера «Изумруд» в заливе Владимира, к исследовательскому судну "Кварц", затонувшему недалеко от мыса Гамова (б. Опасная) и множество других. Видимо, коллекция рассказов об этих и других приключениях на сайте Шпатака ( shpatak.ru) скоро пополнится рассказом о найденном «Викинге».
Но вернемся к находке. Найденные под водой артефакты Андрей передал дальнегорскому краеведу, председателю местного клуба краеведов "Тетюхе" Виктору Татарникову. На осколках фарфоровой посуды хорошо сохранились надписи – иероглифы. В ближайшее время Татарников передаст специалистам изображения иероглифов для их расшифровки.
- Скорее всего, эти надписи – клейма изготовителей посуды. Возможно, по ним удастся установить время и место изготовления фарфора, - прокомментировал находки Виктор Татарников. Судьбой «Викинга» Виктор Татарников заинтересовался еще в восьмидесятых годах прошлого века. К судьбе этого парохода привели артефакты, которые регулярно находили в окрестностях села Лидовка
Дальнегорского района. Вот заметка, которая была опубликована в местной газете «Трудовое слово в 1988 году:
«ТАЙНА ПОГИБШЕГО КОРАБЛЯ
В с. Лидовка на совхозных полях и в огородах местных жителей иногда попадаются неизвестного происхождения огромные болты, стальные заклепки, куски корабельной обшивки. Находки эти постепенно обросли легендами. Старожилы утверждали, что это обломка одного из боевых кораблей русского флота.
В клуб следопытов, созданный при Дальнегорском краеведческом музее, сигналы об этих находках поступали давно. Краеведы выезжали на место, расспрашивали старожилов, привезли несколько из таких находок в музей. Однако никто не смог разгадать тайну корабельных обломков.
Заинтересовался этими находками и член Географического общества СССР, археолог по специальности и историк по образованию, директор Дальнегорского краеведческого музея В. Татарников. Подогревала интерес первоначальная версия: таинственные находки — это обломки крейсера «Изумруд», взорванного экипажем во времена русско-японской войны, трагическая судьба, которого ярко описана в романе «Цусима» А. С. Новиковым-Прибоем.
В.А. Татарников изучал множество документов, прежде чем пришел к окончательному выводу: версия об «Изумруде» ошибочна, загадочные останки принадлежат пароходу «Викинг», погибшему во время шторма в 1906 году. Судно было выброшено на берег в районе с. Каменка. Постепенно море доделало свою разрушительную работу. «Помогли» ему в этом и местные жители, использовавшие обломки парохода для хозяйственных нужд. Окончательно подтвердил выводы В. А. Татарникова и полученный недавно по межбиблиотечному обмену сборник документов «Краткий военно-географический статистический очерк Уссурийского края. 1901 — 1911 гг.», составленный В. К. Арсеньевым и изданный в Хабаровске в 1912 году.
А. КИРЮШИН «Трудовое слово». 26 марта 1988 г.»
О «Викинге» Татарников упоминает в своей книге «Дальнегорск и окрестности», изданной в 2008 году. Об истории парохода известно немногое. Известно, что судно было построено в Норвегии, а в злополучном рейсе, ставшем последним, «Викинг» перевозил муку, табак, ситец и другие товары.
Первое упоминание об этом судне сделано известнейшим исследователем уссурийской тайги, писателем Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым более ста лет назад. На одной из маршрутных карт, которую Арсеньев составил во время экспедиции 1906 года, южнее залива Опричник было схематично нарисовано затонувшее судно, рядом рукой Арсеньева сделана надпись: «Пар. Викинг».
О «Викинге» Арсеньев упоминает в книге «По Уссурийской тайге». В нескольких строках писатель излагает рассказ о разбившемся пароходе китайского старшины, начальника дружины по борьбе с хунхузами Чжан-Бао. Но наиболее ценными в историческом плане упоминаниями стали строки из путевого дневника, который Владимир Клавдиевич вел во время экспедиции 1906 года.
«В фанзе перваго нас встретил какой-то человек с монгольским типом лица, в полукитайской, полурусской одежде. Он назвался гольдом и братом Дерсу. Это оказался сторож с Викинга.»
«… Для выгрузки товаров с разбитого Викинга прибыл пароход Чифу, который привез 50 человек японцев рабочих и в их числе 5 водолазов…»
«…китайцы, живущие на р. Тютихэ (р. Рудная, Дальнегорский район) и далее к северу имеют у себя отличную белую крупчатую муку, добытую с разбитаго о камни Викинга. Во многих фанзах видны вещи, принадлежность составляющие судна.»
В ближайшее время Андрей Шпатак и члены дальнегорского клуба дайверов «Lucky Octopus» (Счастливый осьминог» планируют совершить серию погружений к найденному пароходу «Викинг». Возможно, удастся найти другие артефакты – детали механизмов судна, какие-либо таблички, содержащие надписи. Тогда восстановить историю погибшего более ста лет назад парохода будет проще. Роман Тарасов.
На снимках: Андрей Шпатак (слева) и Виктор Татарников разбирают найденные на месте крушения артефакты; останки найденного судна за сто лет превратились в дом для подводных обитателей.
Фото Андрея Шпатака и автора. Копия карты из дневника В.К. Арсеньева предоставлена Виктором Татарниковым.
В школах Приморья будут изучать леопардоведение
Владимир Путин лично проверит качество дальневосточных дорог
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований