Тесным торгово-экономическим отношениям между Приморьем и соседней страной в следующем году исполнится 20 лет. О том, как изменилось наше сотрудничество за это время, корреспондент «К» беседовал с начальником Уссурийской таможни Л.А. Каниным.
- Леонид Алексеевич, Уссурийской таможне исполнилось 19 лет. Было ли связано ее образование с началом активного сотрудничества с КНР?
- Безусловно. До 1992 года в городе находился лишь пост, который подчинялся Гродековской таможне с дислокацией в поселке Пограничном. Но когда между Россией и Китаем стал стремительно расти товарооборот, приняли решение о создании Уссурийской таможни.
Выбор места ее расположения очевиден. Уссурийск - крупный транспортный узел. Весь импорт, поступающий по суше в Приморье из сопредельного государства, как тогда, так и сейчас консолидируется и обрабатывается здесь. Отсюда большая часть товаров затем перегружается в железнодорожные вагоны, которые локомотивы развозят по всей стране.
- Что вывозили и что ввозили в край наши первые участники внешнеэкономической деятельности?
- В начале и середине 90-х в Китай шли в основном автопоезда и железнодорожные составы со свежемороженой рыбой, лесом, химическими удобрениями и металлоломом. Коммерсанты экспортировали также сельскохозяйственную технику, автомобили «КамАЗ», «Москвич» и «Жигули». В импорте практически никто из наших предпринимателей заинтересован не был. В то время Китайская народная республика находилась только в начале экономического роста и с удовольствием скупала все у нас.
- Многие, в том числе и я, хорошо помнят, как даже туристы, отправляясь, например, в приграничный Суйфэньхэ, который тогда носил статус не города, а простого поселка, везли с собой пальто, часы, утюги, мясорубки, чайники...
- ...и меняли их у местных торговцев на ожерелья и бусы из жемчуга, кожаные куртки и спортивные костюмы «Адидас», сшитые в полутемных подвалах.
- А как выглядит товарооборот сейчас? Основная доля нашего экспорта - это по-прежнему сырье или все-таки готовая продукция?
- Вывозим концентраты руд, борную кислоту и бораты, сплавы из цветных металлов. Сегодня, помимо круглого леса, участники ВЭД переправляют в Китай также пиломатериалы и полуобработанную продукцию из древесины. Среди готовых изделий из нее могу назвать лишь деревянные палочки для еды. Экспортируем также рельсы, колесные пары и стальной прокат. Редко, но попадаются и бывшие в употреблении отечественные станки с числовым программным управлением. Они морально уже устарели, но еще способны что-то производить.
Половину импорта, поступающего в Россию через посты Уссурийской таможни, составляют овощи и фрукты. Остальное - товары народного потребления: обувь, одежда, товары бытового, хозяйственного и строительного назначения. На наших полях теперь тоже работают комбайны, тракторы и другая китайская сельскохозяйственная техника.
- Из каких районов Поднебесной поступает эта продукция?
- Главные партнеры приморских участников внешнеэкономической деятельности находятся в провинции Хэйлунцзян. Промышленные и продовольственные товары они закупают в Харбине, Дуннине и Муданьцзяне. Суйфэньхэ был и остается шоппинговой Меккой для российских туристов и выполняет роль перевалочной базы.
- Поток грузов и пассажиров на российско-китайской границе растет, а как усовершенствовался их контроль?
- В 2010 году через пять пунктов пропуска (ДАПП «Полтавка», МАПП «Пограничный», ЖДПП «Пограничный», ДАПП «Турий Рог» и ДАПП «Марково») в обоих направлениях перемещено свыше 7,8 миллиона тонн грузов, пассажиропоток превысил 1 миллион 420 тысяч человек. Досконально проверить все и всех, разумеется, невозможно. Тем не менее, по итогам прошлого года, сотрудниками Уссурийской таможни возбуждено более 1200 дел об административных правонарушениях, связанных, в частности, с недостоверным декларированием. По этому показателю мы обошли все структурные подразделения ДВТУ. С января по март нынешнего года пресекли 281 незаконное перемещение товаров через границу и по фактам контрабанды возбудили 14 уголовных дел.
- Доступнее ли стало сотрудничество с КНР?
- Препонов для развития бизнеса участников ВЭД все меньше и меньше. В России, как вы знаете, недавно кардинально поменялось таможенное законодательство, направленное на упрощение таможенных процедур и борьбу с бюрократией. К примеру, срок выпуска товара уже сократился с трех до двух дней, и сегодня 71 процент деклараций мы оформляем в электронном виде с использованием сети Интернет. В результате в таможне нет, как раньше, очередей.
- Растет ли интерес к партнерским отношениям бизнесменов наших стран?
- Постоянно. Это видно по росту собираемости таможенных платежей, увеличению товарооборота. В Приморье сейчас напрямую работают с КНР около 300 крупных участников ВЭД.
- Что в конечном итоге от сотрудничества с Китаем получает Уссурийск, Приморский край, Российская Федерация?
- В бюджет городского округа сотрудники таможни перечисляют только подоходный налог с зарплаты. А все заработанные коллективом деньги поступают в казну государства. Часть из них возвращается к нам для развития материально-технической базы. За счет этих средств три года назад приобретен инспекционно-досмотровый комплекс на ДАПП «Полтавка», который стоит 9 миллионов рублей. Еще один такой ИДК планируем разместить вскоре в международном автомобильном пункте пропуска «Пограничный».
- Научились ли мы за 19 прошедших лет цивилизованно торговать с соседом и каковы перспективы экономических взаимоотношений между Приморьем и КНР?
- Торговать, на мой взгляд, научились. Китай начал предоставлять информацию по своему экспорту. Мы, пользуясь ею, сравниваем заявленные объемы, что помогает в борьбе с тем же недостоверным декларированием. Кроме этого, периодически делаем запросы властям КНР и получаем от них развернутые ответы.
Перспективы сотрудничества с соседом хорошие. Китай настроен на увеличение товарооборота между нашими странами. Мы тоже делаем шаги навстречу, чтобы ускорить процесс таможенной очистки товаров, поступающих в край из КНР. При этом хотелось бы видеть равнозначный товарооборот между нашими странами. Не стоит забывать о развитии собственного производства, нужно создавать для этого предпосылки.
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований