Недавно наш город посетил епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии Иннокентий. Принимали архипастыря в местных храмах с большим воодушевлением. К примеру, в храме Покрова Пресвятой Богородицы на встречу с ним пришли и прихожане, и юные суворовцы, и воины Уссурийского гарнизона. Грех было упустить такой случай. Решили и мы задать епископу несколько вопросов.
- Владыка, как и когда вы познакомились с Уссурийском?
- В вашем городе я, уроженец Амурской области, впервые побывал лет десять назад. Был тогда иподиаконом, помогал архиепископу Владивостокскому Вениамину во время проведения богослужений. Уже тогда сильное впечатление произвел на меня храм Покрова Пресвятой Богородицы.
- А город? Ведь его небесным заступником является Николай Чудотворец, один из наиболее почитаемых христианских святых. Согласитесь, в наших тихих улочках присутствует очарование провинциальности. Или святости?
- Когда из шумного Владивостока попадаешь в Уссурийск, хочется остановиться, отрешиться от суеты, задуматься о вечном. Молитвенное делание в здешних храмах отличается особой торжественностью и душевностью. Все радует, ложится на сердце. Особенно хороши церковные хоры.
- Вы в миру - Виталий Ерохин, выпускник факультета журналистики ДВГУ. Годы до восприятия монашества, что они для вас? Напрасно прожитое время, напрочь вычеркнутое из жизни?
- Нет, конечно. Это были годы обретения жизненного (в том числе творческого) опыта. Я и в армии служил, и журналистикой занимался, и в административной должности поработал. Узнал жизнь, научился общаться с людьми. Спасибо родителям, надеюсь, им удалось воспитать меня порядочным человеком. Но, разумеется, приход к Богу во многом преображает людей, делает их другими. Жалею лишь о том, что в моем случае это произошло достаточно поздно.
- Информированность - палка о двух концах, недаром главным профессиональным «заболеванием» журналиста считается цинизм. С годами происходит своеобразное «опьянение трезвостью», и не все это выдерживают. Как цинику-журналисту удалось стать епископом?
- Я не успел превратиться в циника. Наверное, потому после известных событий 1993 года, после расстрела столичного Белого дома у меня пропало всякое желание заниматься журналистикой.
- Девяностые годы прошлого века - тема для отдельного разговора. Именно тогда, побывав в нашем городе, западноукраинский миссионер Александр Барчук заявил, что Уссурийск - своеобразный симбиоз православия и баптизма. Еще дальше пошел наш земляк Ярл Пейсти (родился в Никольск-Уссурийском в 1920 году). Этот известный американский радиопроповедник вел себя у нас как в городе победившего протестантизма.
- Уссурийск был, есть и останется по преимуществу православным. Хотя бы потому, что его первопоселенцы в подавляющем большинстве своем понятия не имели о протестантизме, католицизме, лютеранстве. Простые русские крестьяне, для которых православие являлось не только религией, но и стилем жизни. Этот край обильно полит их потом и кровью. Они построили ваш прекрасный город, и им явно помогали Небесные силы.
Благословенная уссурийская земля всегда была хранима крестом православным. Даже в советские времена в народе сохранялась вера в Христа, своеобразная, трогательная, немножко наивная, детская. Во всяком случае, Рождество и Пасху наши люди отмечали всегда.
Русская православная церковь стремится к гармонизации межконфессиональных отношений. Но мы надеемся, что данный процесс будет осуществляться на принципе пропорциональности. Нравится это кому-то или нет, однако большинство россиян исповедуют православие.
Но мы не должны почивать на лаврах, нужно наполнять церковную жизнь и внебогослужебным содержанием. Необходимо активно заниматься благотворительностью, работать с молодежью. В этом должны участвовать не только священники, но и миряне.
Когда во храме Божием многолюдно, в нем и служится совсем по-другому. Побывав на уссурийской земле, я лишний раз убедился: люди с нетерпением ждут пастырского наставления, слова православного.
- В своем рождественском послании к верующим архиепископ Вениамин указал: «Бездуховность, безнравственность, безверие приведут нас к нищете духовной, к деградации личности и, в конечном счете, к гибели всех нас, а значит, и России». Дела действительно зашли так далеко?
- Владыка Вениамин говорил о том, что чувствует его сердце, о чем оно болит. К сожалению, в нашем обществе сегодня правит бал именно бездуховность, достаточно посмотреть, что нам показывают по телевизору. Зачастую прославляются стяжательство, жестокость, нравственная распущенность. Идет схватка Добра и Зла, борьба Бога и Сатаны. Как и прежде, поле битвы - душа, сердце человеческое.
Нужно помнить, что развитие экономики не может быть стабильным в обществе, где господствует безнравственность. Ведь главный наш капитал - люди.
- Православное Рождество отмечалось достаточно широко во всем мире. В том числе и в коммунистической Северной Корее.
- Есть в Пхеньяне православный храм в честь Святой Троицы, окормлять который поручено нашей епархии. Его прихожанами являются в основном дипломаты и члены их семей. Естественно, речь идет о дипломатическом корпусе тех стран, в которых свято чтут каноны православия.
Кстати, мы собираемся активизировать православную миссионерскую деятельность не только в Корее, но и в Китае, Японии, Вьетнаме.
- Что с похищенными мощами святых Киприана и Иустинии?
- К сожалению, данное преступление до сих пор не раскрыто. Больше всего боимся, что эта святыня может оказаться выброшенной на свалку. Ведь с точки зрения похитителей, ни сами мощи, ни ковчег, в котором они находились, не представляют большой ценности (ковчег на самом деле не является серебряным, это имитация). Вся надежда на заступничество Господа.
- Богу - Богово, кесарю - кесарево. Но представим на миг, что из жизни государства Российского исчезло православие. Что произойдет?
- Природа не терпит пустоты. Освободившееся духовное пространство займут представители других религий. А народ лишится нравственного, духовного, государствообразующего стержня.
К счастью, такой сценарий утопичен. Слова «россиянин» и «православный» давно уже стали синонимами. По моему глубокому убеждению, разделить Россию и православие практически невозможно. Не получилось это у коммунистов, не получится и у тех, кто сегодня желает ослабления нашей страны. Еще Достоевский говорил: «Гибель народу без Слова Божия».
- Однако данная цитата имеет продолжение: «Но горе бывает большее, если народ это Слово Божие подстраивает под себя».
- Здесь имеется в виду прежде всего отход от восприятия опыта предыдущих поколений. Не следует заниматься искажением канонов церковной жизни, того драгоценного духовного клада, который завещан нам предками.
- Русский поэт Владимир Бенедиктов утверждал: «И в наши дни творятся чудеса, и в наши дни являются пророки…».
- Он прав. Сама жизнь человеческая - великое чудо. А сколько вокруг свидетельств Божьего промысла!
К примеру, я сам был свидетелем так называемого просветления православных икон. Наука не может дать объяснения данному явлению. Без всякой реставрации потемневшие от времени тона светлеют, и икона вновь сияет первозданными красками, радуя сердца прихожан.
Несколько лет назад в Иерусалиме я стал свидетелем схождения Благодатного огня. Это самое большое чудо в моей жизни. Именно оно придало мне большие внутренние силы в священном служении…
Владыка Иннокентий (в миру - Виталий Викторович Ерохин) родился в селе Успеновка Бурейского района Амурской области. Выпускник факультета журналистики ДВГУ и православного Свято-Тихоновского богословского института. Работал в газетах «Советское Приамурье», «Амурские вести», «Приморский благовест», в Бурейском районном Совете народных депутатов. В прошлом году избран викарием Владивостокской епархии, епископом Уссурийским.
Первоклашкам 2011 года достанутся "обновлённые" учителя
Губернатор Сергей Дарькин вручил свидетельства на квартиры молодым семьям из Уссурийска
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований