03.05.2012 19:18
Уголовное дело, возбужденное по факту повреждения строителями саммита АТЭС объектов Владивостокской крепости, не остановило вандалов.
В этом корреспонденты смогли убедиться, выехав на место поврежденной батареи 55-й высоты (район полуострова Назимова). Гидом в этой поездке стала начальник отдела реставрации филиала ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по ДФО Анна МЯЛК.
Батарея 55 высоты
- Вы только посмотрите - это самое свежее нарушение, оно появилось на днях, уже после возбуждения уголовного дела, - Анна Мялк указала на длинную траншею, разрезающую территорию крепостной батареи на 2 части.
Эта батарея была построена в начале 20 века, после русско-японской войны. Во время войны японская эскадра подошла к Владивостоку как раз напротив места, где сейчас расположена батарея. От залпов уже построенных к тому времени батарей Владивостокской крепости японские корабли укрывал выдающийся далеко в море полуостров Басаргина. Японцы смогли беспрепятственно обстрелять Владивосток, после чего развернулись и ушли.
Японский обстрел и подстегнул строителей Владивостокской крепости к возведению батареи 55-й высоты. Она благополучно простояла более 100 лет, пока до нее не добрались строители саммита. Сейчас разрушения на батарее такие, как будто бы ей пришлось держать оборону против целой эскадры.
Рядом с двумя массивными бетонными пороховыми погребами и бруствером (толщина бетонной стены - почти 2 метра) - обрыв, глубинной примерно 50 м. Обрыв сделан искусственно, по его дну проходит новенькая скоростная 4-полосная автомагистраль на о. Русский. Дорога была спроектирована прямо через сопку, на вершине которой расположена батарея. И, чтобы спрямить путь, строители вырыли эту гигантскую «траншею».
- Проектировщики приносили нам на рассмотрение свой проект дороги в этом месте, - говорит Анна Мялк. - Дорога должна была пройти примерно на 10 метров дальше, не задевая батареи. Однако когда ее построили, оказалось, что она проложена прямо по территории памятника. Вот здесь, где сейчас котлован, был бетонный дальномерный павильон. Зато строители не тронули огороженную территорию, судя по всему, автостоянки, которая расположена напротив, по другую сторону «траншеи».
Уничтожением дальномерного павильона беды 55-й батареи не закончились. Еще ранее расположенная рядом нефтебаза включила часть территории батареи в свои владения, отгородив ее от всего остального мира забором из колючей проволоки.
Затем, уже после строительства дороги, по территории памятника федерального значения провели газопровод, проложили кабель электроснабжения, частично разрушив бетонный бруствер и изуродовав ландшафт памятника. Тут же навалили гору земли, завалив подъезд к пороховому погребу батареи.
- Фактически этот памятник разрушен примерно на треть, - констатирует Мялк.
Северные укрепления
Серьезно пострадала северная часть Владивостокской крепости. Эта часть предназначена для обороны города от попыток захвата с суши. Основной северных укреплений являются 7 фортов. Форты расположены на вершинах самых высоких сопок Седанкинского хребта, пересекающего весь полуостров, на котором расположен Владивосток. Каждый форт – сложное сооружение, состоящее из артиллерийских позиций, укреплений для пехоты, хранилищ боеприпасов и подземных коммуникаций. Между фортами расположены более мелкие укрепления - опорные пункты. Друг с другом форты связаны большой рокадной дорогой, идущей с тыла параллельно предполагаемой линии фронта. Плюс каждый форт имеет собственную сеть более мелких дорог.
Весь этот комплекс, вместе с ландшафтом, является памятником оборонительного зодчества и истории федерального значения. Однако через эту территорию проходит скоростная дорога Седанка-Патрокл. Эта VIP-трасса проложена вдали от основного жилого массива Владивостока, что позволило избежать строительства многочисленных развязок и не включать ее во внутригородскую дорожную сеть. Однако для этого трассу пришлось проложить как раз через комплекс северных укреплений Владивостокской крепости, из-за чего нарушен ландшафт и повреждено множество объектов.
Сильно пострадала рокадная дорога, которой на протяжении более чем столетия пользовались владивостокцы. Местами она завалена, кроме того, ее пересекает новая трасса. На месте водоотводной канавы, защищающей дорогу от размывания стекающей со склонов водой, проложен кабель. В результате дорога местами уже перестала быть проезжей и будет размываться дальше.
Пострадали некоторые из фортов. Так, на форте №3 разрушена внутрифортовая дорога, поврежден тоннельный пороховой погреб №4, у которого один из вентиляционных выходов оказался непосредственно в зоне строительства трассы.
- Очевидно, что количество повреждений будет расти и дальше, пока не закончится строительство, - говорит Анна Мялк. – Особой проблемой является то, что отдельные объекты Владивостокской крепости такие, например, как городки строителей, казарменные городки до сих пор не приняты под охрану, как объекты культурного наследия.
Оказывается, с 2002 года в Приморском крае, несмотря на все усилия ученых и краеведов, ни один историко-культурный объект не был принят под охрану. Дело в изменившемся законодательстве, которое предписывает включать памятники в перечень охраняемых государством только после историко-культурной экспертизы. А экспертизу эту могут делать только аттестованные эксперты. Два первых таких эксперта появились в Приморье только в этом году. А заказывать экспертизу у московских специалистов всем, кто заинтересован в охране памятников, было просто не по карману.
- В других регионах страны существуют региональные целевые программы, через которые финансируется выявление памятников, их экспертиза, мониторинг и выполнение учётной документации, - говорит Анна Мялк. - К сожалению в Приморье такой программы нет.
КСТАТИ
Батарея 55-й высоты - далеко не единственный объект Владивостокской крепости, пострадавший в результате саммит-строя.
- Серьезно пострадали объекты, расположенные на Русском острове, - рассказывает Анна Мялк. - Там больше всего досталось Поспеловской батарее. На ее территории складировались различные сыпучие грузы для строек саммита - песок, щебень. В результате был уничтожен киот для иконы, который был поднят со дна моря самими же строителями. Повреждена и сама батарея, работа экскаваторов не прошла для нее бесследно.
В этом корреспонденты смогли убедиться, выехав на место поврежденной батареи 55-й высоты (район полуострова Назимова). Гидом в этой поездке стала начальник отдела реставрации филиала ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по ДФО Анна МЯЛК.
Батарея 55 высоты
- Вы только посмотрите - это самое свежее нарушение, оно появилось на днях, уже после возбуждения уголовного дела, - Анна Мялк указала на длинную траншею, разрезающую территорию крепостной батареи на 2 части.
Эта батарея была построена в начале 20 века, после русско-японской войны. Во время войны японская эскадра подошла к Владивостоку как раз напротив места, где сейчас расположена батарея. От залпов уже построенных к тому времени батарей Владивостокской крепости японские корабли укрывал выдающийся далеко в море полуостров Басаргина. Японцы смогли беспрепятственно обстрелять Владивосток, после чего развернулись и ушли.
Японский обстрел и подстегнул строителей Владивостокской крепости к возведению батареи 55-й высоты. Она благополучно простояла более 100 лет, пока до нее не добрались строители саммита. Сейчас разрушения на батарее такие, как будто бы ей пришлось держать оборону против целой эскадры.
Рядом с двумя массивными бетонными пороховыми погребами и бруствером (толщина бетонной стены - почти 2 метра) - обрыв, глубинной примерно 50 м. Обрыв сделан искусственно, по его дну проходит новенькая скоростная 4-полосная автомагистраль на о. Русский. Дорога была спроектирована прямо через сопку, на вершине которой расположена батарея. И, чтобы спрямить путь, строители вырыли эту гигантскую «траншею».
- Проектировщики приносили нам на рассмотрение свой проект дороги в этом месте, - говорит Анна Мялк. - Дорога должна была пройти примерно на 10 метров дальше, не задевая батареи. Однако когда ее построили, оказалось, что она проложена прямо по территории памятника. Вот здесь, где сейчас котлован, был бетонный дальномерный павильон. Зато строители не тронули огороженную территорию, судя по всему, автостоянки, которая расположена напротив, по другую сторону «траншеи».
Уничтожением дальномерного павильона беды 55-й батареи не закончились. Еще ранее расположенная рядом нефтебаза включила часть территории батареи в свои владения, отгородив ее от всего остального мира забором из колючей проволоки.
Затем, уже после строительства дороги, по территории памятника федерального значения провели газопровод, проложили кабель электроснабжения, частично разрушив бетонный бруствер и изуродовав ландшафт памятника. Тут же навалили гору земли, завалив подъезд к пороховому погребу батареи.
- Фактически этот памятник разрушен примерно на треть, - констатирует Мялк.
Северные укрепления
Серьезно пострадала северная часть Владивостокской крепости. Эта часть предназначена для обороны города от попыток захвата с суши. Основной северных укреплений являются 7 фортов. Форты расположены на вершинах самых высоких сопок Седанкинского хребта, пересекающего весь полуостров, на котором расположен Владивосток. Каждый форт – сложное сооружение, состоящее из артиллерийских позиций, укреплений для пехоты, хранилищ боеприпасов и подземных коммуникаций. Между фортами расположены более мелкие укрепления - опорные пункты. Друг с другом форты связаны большой рокадной дорогой, идущей с тыла параллельно предполагаемой линии фронта. Плюс каждый форт имеет собственную сеть более мелких дорог.
Весь этот комплекс, вместе с ландшафтом, является памятником оборонительного зодчества и истории федерального значения. Однако через эту территорию проходит скоростная дорога Седанка-Патрокл. Эта VIP-трасса проложена вдали от основного жилого массива Владивостока, что позволило избежать строительства многочисленных развязок и не включать ее во внутригородскую дорожную сеть. Однако для этого трассу пришлось проложить как раз через комплекс северных укреплений Владивостокской крепости, из-за чего нарушен ландшафт и повреждено множество объектов.
Сильно пострадала рокадная дорога, которой на протяжении более чем столетия пользовались владивостокцы. Местами она завалена, кроме того, ее пересекает новая трасса. На месте водоотводной канавы, защищающей дорогу от размывания стекающей со склонов водой, проложен кабель. В результате дорога местами уже перестала быть проезжей и будет размываться дальше.
Пострадали некоторые из фортов. Так, на форте №3 разрушена внутрифортовая дорога, поврежден тоннельный пороховой погреб №4, у которого один из вентиляционных выходов оказался непосредственно в зоне строительства трассы.
- Очевидно, что количество повреждений будет расти и дальше, пока не закончится строительство, - говорит Анна Мялк. – Особой проблемой является то, что отдельные объекты Владивостокской крепости такие, например, как городки строителей, казарменные городки до сих пор не приняты под охрану, как объекты культурного наследия.
Оказывается, с 2002 года в Приморском крае, несмотря на все усилия ученых и краеведов, ни один историко-культурный объект не был принят под охрану. Дело в изменившемся законодательстве, которое предписывает включать памятники в перечень охраняемых государством только после историко-культурной экспертизы. А экспертизу эту могут делать только аттестованные эксперты. Два первых таких эксперта появились в Приморье только в этом году. А заказывать экспертизу у московских специалистов всем, кто заинтересован в охране памятников, было просто не по карману.
- В других регионах страны существуют региональные целевые программы, через которые финансируется выявление памятников, их экспертиза, мониторинг и выполнение учётной документации, - говорит Анна Мялк. - К сожалению в Приморье такой программы нет.
КСТАТИ
Батарея 55-й высоты - далеко не единственный объект Владивостокской крепости, пострадавший в результате саммит-строя.
- Серьезно пострадали объекты, расположенные на Русском острове, - рассказывает Анна Мялк. - Там больше всего досталось Поспеловской батарее. На ее территории складировались различные сыпучие грузы для строек саммита - песок, щебень. В результате был уничтожен киот для иконы, который был поднят со дна моря самими же строителями. Повреждена и сама батарея, работа экскаваторов не прошла для нее бесследно.
Облако тегов: памятник Владивостокская крепость
Источник: Комсомольская правда
Просмотров: 1215
Коментариев: 0
Смотрите также:
Мост через бухту Золотой Рог покрасили... вместе с автомобилями владивостокцев
Экс-майора ФСБ судят за лжесвидетельство по делу Матвеева во Владивостоке
Мост через бухту Золотой Рог покрасили... вместе с автомобилями владивостокцев
Экс-майора ФСБ судят за лжесвидетельство по делу Матвеева во Владивостоке
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований