Торговля автотоварами во Владивостоке активно стала развиваться с того самого момента, как моряки начали активно ввозить в Россию подержанные японские иномарки. Довольно быстро «бизнес на запчастях» стал вполне самостоятельным и обрел цивилизованные формы. Стало возможным посетить магазин шин или автозапчастей - на смену диким развалам пришли сначала специализированные магазины, а затем и сети автомобильных супермаркетов. Причем именно владивостокские сети сегодня активно двигаются в другие регионы, расширяя рынки присутствия.
«Наше время – по-своему уникальный и неповторимый период развития автоиндустрии, в том числе и рынка поставки и продажи автотоваров», – считает генеральный директор ООО «Гиперавто» - быстроразвивающейся сети автомобильных супермаркетов - Сергей КАРАЧЕВ.
Об основных тенденциях развития этого рынка, его особенностях и перспективах, а также о том, какое влияние на этот рынок окажет iПоколение, он рассказал в интервью «ЗР».
- Сергей Викторович, именно владивостокские сети автомобильных супермаркетов стали активно расширяться. Некоторые из них, и «Гиперавто» в том числе, уже имеют собственные магазины по всему региону, а некоторые – и в центральных городах России. Почему, по вашему мнению, этот рынок начал развиваться именно с востока?
- Исторически сложилось так, что Владивосток – транзитный город, перевалочная база покупки-продажи автомобилей. Соответственно, на этой базе и сформировался рынок автотоваров и автозапчатей. Особенно развит этот сегмент именно во Владивостоке, в других городах края – пока слабо.
- Почему? В городах и районах края автопарк не самый новый, поэтому запчасти и автотовары должны, по идее, пользоваться там повышенным спросом?
- В Приморье в каждом городе и поселке есть свои небольшие автомобильные магазины, которые открывают местные предприниматели. Как правило, это магазины прилавочного типа с определённым ассортиментом, который необходим для того или иного региона. Каким-либо крупным игрокам, которые во Владивостоке составляют цивилизованный рынок автотоваров, во все города края «заходить» не интересно - ёмкость рынка не позволяет открывать большие магазины.
- То есть формат автомаркетов так и не придет в малые города Приморья?
- Придет, но со временем. Такая ситуация же была и с продовольственными супермаркетами. Когда в своё время во Владивостоке открывалось много супермаркетов продуктов питания, в маленьких городах и поселках Приморья рынок был представлен гастрономами советского образца. А сегодня, в любом поселочке есть цивилизованный супермаркет, то есть постепенно рынок к этому пришёл. Соответственно, придёт время, когда и те мелкие предприниматели, которые имеют небольшие автомагазины в этих городах, поймут, что эффективнее зарабатывать на более крупных магазинах, и будут перестраивать свой бизнес в маленькие супермаркеты.
- Вы считаете, что глобальные изменения на рынке произойдут благодаря мелким предпринимателям?
- Да, именно так. Конечно, в какие-то города, помимо Уссурийска и Находки, где автомаркеты уже есть, возможно, будут постепенно входить и владивостокские сетевые игроки.
- Во Владивостоке есть свободные ниши для новых предприятий в этом бизнесе?
- Конечно. Районы Чуркина и Тихой практически не охвачены современными автомобильными магазинами.
- Насколько сложно развивать сеть по региону? С какими трудностями приходится сталкиваться, открывая новые магазины в других городах Дальнего Востока??
- Основная проблема – это отсутствие подходящих помещений, отвечающих современным требованиям. Это относится и к самому зданию, и к территории возле него (подъезды, парковки и т. д.). Кадровые вопросы в небольших городах стоят достаточно остро - более активная молодёжь всё-таки уезжает в крупные города. Достаточно сложно формируется и ассортимент – плотность населения и его покупательская способность не позволяют открывать большие магазины, это экономически невыгодно. Поэтому с ассортиментом приходится серьезно работать, выбирая только те группы товаров, которые будут иметь стабильный спрос.
- Какой формат торговли автотоварами, на ваш взгляд, сегодня наиболее оптимален? Должны ли магазины специализироваться на определенной группе товаров или чем шире ассортимент, тем проще работать?
- На сегодняшний день именно формат автомобильного супермаркета - самый удачно выбранный вариант для развития подобного бизнеса. Люди уже привыкли к наличию большого выбора товаров.
- Какие группы товаров в ваших магазинах наиболее востребованы?
- Самыми необходимыми и востребованными, как показывают продажи, являются всё-таки автозапчасти.
- Еще совсем недавно торговля автотоварами была ориентирована в основном на праворульный японский автопарк. Растет ли сегодня спрос на запчасти для европейских машин?
- Сегодня спрос на запчасти для праворульных авто не уменьшился, а стабилизировался. Этому способствует и ограничение на ввоз, и увеличение пошлин: люди стали реже менять машины, и чаще их ремонтировать. Но, несомненно, рынок постепенно перестраивается, европейских машин становится всё больше и спрос растёт. Стоит отметить, что в самой значительной мере возросло количество корейских авто как более доступных для приморских автомобилистов. Когда количество леворульных авто станет достаточным, рынок реорганизуется и будут доступны автозапчасти для таких машин более глобально и повсеместно.
- Сотрудничают ли торговые сети с дилерскими салонами и фирменными СТО?
- Не так плотно, как это могло бы быть. Дилерские салоны – это гарантийное обслуживание автомобилей, соответственно запчасти, которыми обеспечивается машина, дилерские. Ну, и у всех подобных автосалонов и СТО есть выход на автозапчати тех марок авто, которые они продают или обслуживают.
- Насколько на этом рынке развита интернет-торговля?
- На рынке автотоваров в целом – слабо, более быстро торговля через интернет-магазин набирает обороты на рынке автозапчатей. Лет через 5-8 произойдёт резкое увеличение покупок автотоваров через Интернет: станут специалистами и начнут работать те, кто взрослел ужё в эпоху массовой технологизации, так называемое iПоколение.
- Перспективы развития рынка, по вашему мнению?
- Сейчас можно предположить, что сам рынок автотоваров всегда будет стабилен. Пока не придумано более практичного средства передвижения, чем автомобиль, потребность в обеспечении машины всем необходимым, в том числе, конечно, и автозапчастями, не уменьшится.
Во Владивостоке ушла из дома 11-летняя девочка, прихватив с собой 11-месячую сестру
Во Владивостоке ищут полицейских-нарушителей
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований