На афишах Приморской филармонии появилось объявление о прощальном концерте 8 июля художественного руководителя и главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра Михаила Аркадьева. Почему закрытие музыкального сезона становится для заслуженного артиста России финалом работы в Приморье?
Вот уже четыре года с представления зрителям Михаила Аркадьева начинается каждый концерт Тихоокеанского симфонического оркестра с участием главного дирижера. И уже одно его имя взрывает зал аплодисментами. Увертюрой к кинофильму «Дети капитана Гранта» он дирижировал как капитан. «Кармен-сюитой» - как тореадор. А вальсом к драме «Маскарад» - как человек, познавший все страсти и тревоги жизни.
Зрители:
- Михаил Аркадьев, безусловно, ценнейшее приобретение, редчайшая находка для ТСО. Он вдохновляет нас, возвышает нас как-то. Все творческие люди вызывают душевный трепет. Когда он играл — просто душа захватывает.
- Он не просто как хозяин оркестра, он его полноправный участник, он такой же артист с сумасшедшей харизмой.
Михаил Аркадьев, художественный руководитель и главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра, заслуженный артист РФ: «Я не помню, чтобы я шел по Владивостоку и со мной не здоровались. Иногда просто подходят, благодарят. Это для меня уже стало привычкой. Если я прошел по Светланской и со мной не поздоровались, я огорченный домой прихожу. Но такого почти не бывает».
Михаил Аркадьев стал своеобразной достопримечательностью города. Никогда еще во главе Тихоокеанского симфонического не стоял музыкант такого уровня. Выпускник Гнесинки, пианист с мировой известностью, философ и теоретик музыки. Композитор, который брал уроки у самого Альфреда Шнитке. С классиком русской музыки Георгием Свиридовым он работал над его последними вокальными сочинениями. Дирижированию учился у прославленного Марка Эрмлера. Благодаря связям Аркадьева в музыкальном мире владивостокцы смогли в живую услышать пианиста Даниила Крамера, виолончелиста Бориса Андрианова, певицу Татьяну Куинджи и многих других известных исполнителей. Он сразу же задал оркестру бешеный ритм работы, приучая зрителей к еженедельным встречам, а музыкантов — к постоянному расширению репертуара.
Зрители:
- Аркадьев — это репертуар. Тот репертуар, который был раньше недоступен массовым, широким слушателям. Чего только стоит проект «Великий Бетховен»!
- Прекрасный дирижер. Оркестр поднял на очень высокий уровень. Оригинальные программы впечатляли меня всегда.
На этом месте, используя музыкальную терминологию, приходится резко сменить тональность. 8 июля «Прощальный концерт Михаила Аркадьева» - прочитали зрители в майских филармонических программках. Вторило им и объявление на сайте Приморской филармонии об открытии вакансии художественного руководителя и главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра. Непосвященные тут же решили: Аркадьев бросает Владивосток и возвращается в Москву. Все оказалось не так-то просто. Что же произошло после четырех лет верного служения Аркадьева оркестру и городу? Ситуацию прояснили сам главный дирижер и администрация филармонии. Михаил Аркадьев, художественный руководитель и главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра, заслуженный артист РФ: «Объявление конкурса сейчас — это прямой указ на то, что со мной не хотят иметь дело».
Татьяна Сергеева, художественный руководитель Приморской филармонии: «Мы предупредили, что контракт заканчивается такого -то числа, кажется, 25 июля. И мы просто обязаны объявить конкурс на замещение, как мы это делали в прошлом году».
Позицию филармонии озвучивала ее художественный руководитель. Директор Алексей Макаренко, являющийся работодателем музыкантов и определяющий основные экономические позиции жизни оркестра, говорить в присутствии камеры отказался, объяснив это тем, что не общается с прессой. С Михаилом Аркадьевым контракт все это время подписывался не больше, чем на год, что унизительно для музыканта такого уровня. В первый раз он пошел на это, не зная, как сложатся у него отношения с оркестром. Возмутился после третьего года работы, когда, казалось бы, уже доказал всем и вся свою состоятельность. Оркестр вышел на серьезные программы, сыграл цикл симфоний Бетховена. Последнюю, Девятую симфонию, исполнил в международном составе с участием японских и американских музыкантов, показав, что к Саммиту АТЭС можно создать Тихоокеанский Международный оркестр. Летом прошлого года состоялась и премьера «Тихоокеанской сюиты», написанной Аркадьевым.
Михаил Аркадьев, художественный руководитель и главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра, заслуженный артист РФ: «Я сказал: раз уж серьезно работаем, давайте заключим договор на три года - что может быть естественнее? Вообще нормальные трудовые договоры заключаются на 5 лет. Они мне буквально сказали: «Или вы подписываете годичный контракт, или мы объявим конкурс на главного дирижера».
Тогда у Аркадьева были уже определенные обязательства перед музыкантами, запланированы концерты будущего сезона, и он вновь пошел на годичный контракт. В этом году уже и таких условий филармония не ставила, предложив подписать уведомление «О расторжении трудового договора». Каковы же претензии руководства к главному дирижеру Тихоокеанского симфонического?
Татьяна Сергеева, художественный руководитель Приморской филармонии: «Одна их причин разногласий дирекции с главным дирижером — достаточно частые отъезды, гастроли, которые не связаны с Приморской филармонией. Какая-то суета и неорганизованность в подготовке того или иного концерта. Это тоже одна из причин».
Творческую стихию трудно загнать в дисциплинарные рамки. Это общеизвестно. Как и то, что музыкантам необходимо общение с коллегами. Нельзя игнорировать и материальный вопрос — возможность заработать на гастролях и помочь семье, оставшейся в Москве. Зарплата Аркадьева в 2-3 раза меньше той, что получают главные дирижеры в городах европейской части России. Взаимных претензий обеих сторон друг к другу предостаточно. И мнения оркестрантов неоднозначны.
Елена Гунзенова, скрипачка Тихоокеанского симфонического оркестра: «Это музыкант совсем другого уровня. Планка была задана изначально. Это человек, которому доверяешь и, выходя на сцену, ты понимаешь, что делаешь».
Георгий Стародумов, скрипач Тихоокеанского симфонического оркестра: «Я 52 года в оркестре. Есть возможность сравнивать работу разных дирижеров, профессиональный уровень оркестров... Сейчас уровень оркестра невзрачный. Особенно за последние годы мы деградировали. Да, это заслуга нашего художественного руководителя. Нам нужен профессиональный дирижер, дирижер, который разбирается в струнных и духовых. Аркадьев этого не знает».
Смена дирижеров в Тихоокеанском симфоническом оркестре стала печальной традицией, отвлекающим манёвром в ворохе нерешаемых проблем коллектива: одни инструменты уже отживают свой век и ломаются прямо на концерте, других, необходимых для полноты звучания оркестра, нет вообще, музыканты получают унизительно низкие зарплаты, отсутствие квартир или хотя бы общежития лишает возможности приглашать на работу талантливую молодежь. И как только главный дирижер пытается что-то изменить, начинает бороться, его тут же меняют. Как говорит сам Аркадьев, он не из тех, кто сдается. Для него на первом плане всегда стоят художественные задачи. Обращение в вышестоящие инстанции — управление культуры, администрацию края — пока результатов не дали. Ему дорог наш край. Он здесь приобрел, по его словам, потрясающий опыт работы. И готов остаться, но при одном условии.
Михаил Аркадьев, художественный руководитель и главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра, заслуженный артист РФ: «Когда мне дадут понять, что я здесь нужен».
На своем последнем в Приморье концерте Аркадьев будет дирижировать «Прощальной симфонией» Гайдна, известной особым ритуалом: музыканты, отыграв свои партии, гасят свечи и один за другим покидают сцену. В темноте, в полном одиночестве остается дирижер. Более символичного финала для данной ситуации и не придумаешь. Впрочем, при желании сценарий можно и переписать...
Во Владивостоке расскажут, как открыть детский сад
Во Владивостоке владельцы фирм досуга шантажировали политиков
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований
Специалист |
24.06.2011 20:48
|
|||
C нами с: --:--:-- Комментариев: Город: |
Оркестром надо заниматься, воспитывать, учить, заботиться, беречь! Звание заслуженный артист и степень доктора искусствоведения мало помогают, если дирижёр не имеет хорошей дирижёрской школы, оркестровой практики и знаний специфики оркестровых инструментов. К тому же высокомерие и снобизм, неуважение к другим музыкантам города и академии искусств Михаила Аркадьева, привело к тому, что оркестр стал играть ужасно фальшиво, не интересно, трактовки исполняемых произведений художественно слабы, не продуманны. Вызывает удивление исполнение светлой, радостной 6 симфонии Бетховена при свечах и в темноте! А сегодняшнее исполнение 5 симфонии Чайковского! Фальш, полное отсутствие ансамбля, "художественные потуги" дирижёра, при слабой игре оркестра. Оркестровые партии не выучены! Позор! Оркестр должен помнить, как они играли Чайковского при Примаке! Говорят, кликуха у Аркадьева в Гнесинке - "Остап Бендер"!!!
|