19.10.2012 08:45
Задворки саммита начинаются в пяти минутах езды от «парадного» входа. Дорога от кампуса в глубь Русского острова, хоть и нова, но выглядит неопрятно; глаз раздражают развороченные местами откосы, не облагороженная (в спешке?) придорожная полоса. «Шаг влево, шаг вправо» от гостевого маршрута рискован: проселочные дороги разбиты тяжелой техникой и после недавних дождей для цивильного транспорта практически непроходимы — только на внедорожнике.
На джипе и катим к бухте Вятлина с двумя капитанами первого ранга (один в отставке, другой в запасе) — оба, считай, аборигены, долгое время служившие на Русском. Журналистов они зазвали «полюбоваться» изнаночной стороной прошедшего саммита — «великого» и местами «ужасного».
Бухта открылась не сразу: живописная панорама перекрыта огромной по местным меркам дымящей свалкой. Груды мусора слой за слоем утрамбовывает экскаватор, что не трамбуется, сжигается в стороне. После каждого прохода ковша в недра мусора вгрызаются островитяне, промышляющие на свалке проволокой, арматурой и другим металлическим хламом. Говорят, что работа прибыльная, но грязная, поскольку со «стройки века» везут не только промышленные, но и бытовые отходы. По этой причине тучи жирного воронья давно уже потеснили со свалки морских «ворон» — чаек.
«Прежде здесь было райское место», — вспоминает каперанг запаса, депутат горсовета Владивостока от острова Русский (21-й созыв, 1991 год) Анатолий Тертыщный. Хотя и до стройки университета в бухте была площадка для утилизации твердых отходов. Мусор везли со всего острова, но с ним свалка худо-бедно справлялась; площадка была образцовая, постоянно велась рекультивация, отсыпались и засевались откосы; здесь никогда ничего не сжигалось. И, несмотря на такое соседство, бухта Вятлина оставалась самой чистой на острове и самой ухоженной, народ приезжал сюда отдыхать со всех гарнизонов.
«Зимой корюшка косяками шла в бухту на нерест, и, если сверху смотреть, вся бухта отливала серебром (мы ее так и звали: «бухта серебра»), рыбаки здесь таскали корюшку тоннами… А сейчас всё мертво», — переживает бывший военный. Через завалы мусора пробираемся к кромке откоса, откуда потрясающий вид на дивную бухту Вятлина. «Это единственная бухта с песчаным побережьем», — утверждает капитан первого ранга в отставке Виталий Викторович, прослуживший на Русском четыре года и тоже переживающий за остров.
«Меня оскорбили слова руководителя компании “Крокус” Агаларова, когда он на всю страну заявил, что до него здесь одни клещи были», — говорит служивый. «Ну как же можно вот так втоптать всю историю форпоста — всё, что сделано в царское и советское время», — не может простить обиды Виталий Викторович. «А что он после себя оставил?! Вот смотрите, завалы стройматериалов: бетон, осколки отделочного мрамора, бордюры, арматура, пенобетон, резина, обломки строительных лесов… Если на глаз прикинуть, около 50 тысяч тонн отходов будет. Химии тут немерено, и само это не рассосется. После дождей вся вода потоком отсюда уходит в бухту», — рассказывают очевидцы.
С начала большой стройки некогда «домовая свалка» на острове выросла в разы, и сегодня это маленький «горностай» на берегу бухты Вятлина, причем властями не санкционированный. Местные утверждают, что пиратским захоронениям пыталась противостоять природоохранная прокуратура, но, судя по результату, генподрядчик саммита оказался сильнее. Только за полчаса нашего пребывания на площадку заехали два тяжеловеса со строительным мусором.
«Стройка на острове продолжается, а значит, мусора будет только прибавляться, — считает Тертыщный. — Чтобы спасти бухту, нужно немедленно прекратить здесь захоронения, сделать капитальную подпорную стенку, чтобы не допустить стока грязных вод. Весь новый строительный мусор правильно вывозить на материк, поскольку на Русском для утилизации таких объемов нет условий». Кто займется рекультивацией навороченного, вопрос интересный; аборигены считают: убирать территорию должен не край, не город, а тот, кто бухту захламил — то есть генеральный подрядчик строительства. «Понятно, любая стройка — это отходы, — рассуждают военные, — понятно также, что смета любого проекта предусматривает статью “вывоз и утилизация строительного мусора”. Наверняка эти суммы были заложены в сметах строительства кампуса — и где они»?
Ответа на этот вопрос аборигены не знают, хотя не раз уже обращались в «инстанции» посредством прессы и телевидения. Были даже публикации в СМИ и реакция компетентных и властных органов. Мэрия Владивостока традиционно ссылается на «отсутствие полномочий» и на то, что участок принадлежит военным (хотя и до пиратских свалок в городе руки чиновников не доходят).
По поводу несанкционированной свалки в бухте Вятлина возбудилась и Приморская межрайонная природоохранная прокуратура, к проверке соблюдения законодательства привлечены специалисты краевых управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора, управления природных ресурсов и охраны окружающей среды края, указано в официальном сообщении.
С начала проверки прошел уже месяц, но свалка по-прежнему не закрыта. Когда мы возвращались, на наших глазах на съезде с моста на остров Русский наряд ГИБДД развернул два большегруза из города; судя по документам, они везли на вятлинский «горностай» строительный мусор с Улисса и Окатовой.
Мнение эксперта
Борис ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, заслуженный эколог России, доктор геолого-минералогических наук:
— То, что сегодня происходит в бухте Вятлина, увы, не исключение. Если вспомнить, как начиналась эпопея строительства объектов АТЭС на острове, как беспардонно хозяйничали строители, вырезая лес, превращая в месиво уникальные рощи и памятники природы, заваливая хламом роскошные долины, выселяя местное население в наспех построенные узбеками дома, то нисколько не удивляешься тому, что происходит на побережье. Сегодня поездка по острову показывает, что за пределами кампуса и одного небольшого прогона парадной дороги всё остальное — бездорожье, больше похожее на танкодром в его наихудшем состоянии.
Еще до начала стройки было ясно, что главные вопросы — дороги, водопровод, энергоснабжение, ликвидация строительного и бытового мусора, жидких отходов на ограниченной территории острова не имеют пристойного решения. Для их размещения и переработки требуется специальная инфраструктура, о которой никто даже и не помышлял, а ведь это сложный технологический комплекс. На примере бухты мы видим, к чему приводит бездумье и спешка в выполнении скороспелых проектов и планов — побережье гибнет, поскольку море живет своими берегами, именно на границе воды и суши происходят самые интенсивные биологические процессы размножения и развития всех организмов. Мусор опасен своим химическим воздействием, наличием в нем опасных загрязнителей, пластмассы, металлов и т. п. Для прибрежных вод моря близость свалки губительна. Но разве заезжих строителей это волнует? Это должно волновать нас, здесь живущих.
На джипе и катим к бухте Вятлина с двумя капитанами первого ранга (один в отставке, другой в запасе) — оба, считай, аборигены, долгое время служившие на Русском. Журналистов они зазвали «полюбоваться» изнаночной стороной прошедшего саммита — «великого» и местами «ужасного».
Бухта открылась не сразу: живописная панорама перекрыта огромной по местным меркам дымящей свалкой. Груды мусора слой за слоем утрамбовывает экскаватор, что не трамбуется, сжигается в стороне. После каждого прохода ковша в недра мусора вгрызаются островитяне, промышляющие на свалке проволокой, арматурой и другим металлическим хламом. Говорят, что работа прибыльная, но грязная, поскольку со «стройки века» везут не только промышленные, но и бытовые отходы. По этой причине тучи жирного воронья давно уже потеснили со свалки морских «ворон» — чаек.
«Прежде здесь было райское место», — вспоминает каперанг запаса, депутат горсовета Владивостока от острова Русский (21-й созыв, 1991 год) Анатолий Тертыщный. Хотя и до стройки университета в бухте была площадка для утилизации твердых отходов. Мусор везли со всего острова, но с ним свалка худо-бедно справлялась; площадка была образцовая, постоянно велась рекультивация, отсыпались и засевались откосы; здесь никогда ничего не сжигалось. И, несмотря на такое соседство, бухта Вятлина оставалась самой чистой на острове и самой ухоженной, народ приезжал сюда отдыхать со всех гарнизонов.
«Зимой корюшка косяками шла в бухту на нерест, и, если сверху смотреть, вся бухта отливала серебром (мы ее так и звали: «бухта серебра»), рыбаки здесь таскали корюшку тоннами… А сейчас всё мертво», — переживает бывший военный. Через завалы мусора пробираемся к кромке откоса, откуда потрясающий вид на дивную бухту Вятлина. «Это единственная бухта с песчаным побережьем», — утверждает капитан первого ранга в отставке Виталий Викторович, прослуживший на Русском четыре года и тоже переживающий за остров.
«Меня оскорбили слова руководителя компании “Крокус” Агаларова, когда он на всю страну заявил, что до него здесь одни клещи были», — говорит служивый. «Ну как же можно вот так втоптать всю историю форпоста — всё, что сделано в царское и советское время», — не может простить обиды Виталий Викторович. «А что он после себя оставил?! Вот смотрите, завалы стройматериалов: бетон, осколки отделочного мрамора, бордюры, арматура, пенобетон, резина, обломки строительных лесов… Если на глаз прикинуть, около 50 тысяч тонн отходов будет. Химии тут немерено, и само это не рассосется. После дождей вся вода потоком отсюда уходит в бухту», — рассказывают очевидцы.
С начала большой стройки некогда «домовая свалка» на острове выросла в разы, и сегодня это маленький «горностай» на берегу бухты Вятлина, причем властями не санкционированный. Местные утверждают, что пиратским захоронениям пыталась противостоять природоохранная прокуратура, но, судя по результату, генподрядчик саммита оказался сильнее. Только за полчаса нашего пребывания на площадку заехали два тяжеловеса со строительным мусором.
«Стройка на острове продолжается, а значит, мусора будет только прибавляться, — считает Тертыщный. — Чтобы спасти бухту, нужно немедленно прекратить здесь захоронения, сделать капитальную подпорную стенку, чтобы не допустить стока грязных вод. Весь новый строительный мусор правильно вывозить на материк, поскольку на Русском для утилизации таких объемов нет условий». Кто займется рекультивацией навороченного, вопрос интересный; аборигены считают: убирать территорию должен не край, не город, а тот, кто бухту захламил — то есть генеральный подрядчик строительства. «Понятно, любая стройка — это отходы, — рассуждают военные, — понятно также, что смета любого проекта предусматривает статью “вывоз и утилизация строительного мусора”. Наверняка эти суммы были заложены в сметах строительства кампуса — и где они»?
Ответа на этот вопрос аборигены не знают, хотя не раз уже обращались в «инстанции» посредством прессы и телевидения. Были даже публикации в СМИ и реакция компетентных и властных органов. Мэрия Владивостока традиционно ссылается на «отсутствие полномочий» и на то, что участок принадлежит военным (хотя и до пиратских свалок в городе руки чиновников не доходят).
По поводу несанкционированной свалки в бухте Вятлина возбудилась и Приморская межрайонная природоохранная прокуратура, к проверке соблюдения законодательства привлечены специалисты краевых управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора, управления природных ресурсов и охраны окружающей среды края, указано в официальном сообщении.
С начала проверки прошел уже месяц, но свалка по-прежнему не закрыта. Когда мы возвращались, на наших глазах на съезде с моста на остров Русский наряд ГИБДД развернул два большегруза из города; судя по документам, они везли на вятлинский «горностай» строительный мусор с Улисса и Окатовой.
Мнение эксперта
Борис ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, заслуженный эколог России, доктор геолого-минералогических наук:
— То, что сегодня происходит в бухте Вятлина, увы, не исключение. Если вспомнить, как начиналась эпопея строительства объектов АТЭС на острове, как беспардонно хозяйничали строители, вырезая лес, превращая в месиво уникальные рощи и памятники природы, заваливая хламом роскошные долины, выселяя местное население в наспех построенные узбеками дома, то нисколько не удивляешься тому, что происходит на побережье. Сегодня поездка по острову показывает, что за пределами кампуса и одного небольшого прогона парадной дороги всё остальное — бездорожье, больше похожее на танкодром в его наихудшем состоянии.
Еще до начала стройки было ясно, что главные вопросы — дороги, водопровод, энергоснабжение, ликвидация строительного и бытового мусора, жидких отходов на ограниченной территории острова не имеют пристойного решения. Для их размещения и переработки требуется специальная инфраструктура, о которой никто даже и не помышлял, а ведь это сложный технологический комплекс. На примере бухты мы видим, к чему приводит бездумье и спешка в выполнении скороспелых проектов и планов — побережье гибнет, поскольку море живет своими берегами, именно на границе воды и суши происходят самые интенсивные биологические процессы размножения и развития всех организмов. Мусор опасен своим химическим воздействием, наличием в нем опасных загрязнителей, пластмассы, металлов и т. п. Для прибрежных вод моря близость свалки губительна. Но разве заезжих строителей это волнует? Это должно волновать нас, здесь живущих.
Облако тегов: свалки саммит АТЭС
Источник: Дальневосточные Ведомости
Просмотров: 899
Коментариев: 0
Смотрите также:
Британец Винни Джонсом удивлен тем, что его узнают в российских городах
Облицовка фасада дома на Змеинке «выпала в осадок»
Британец Винни Джонсом удивлен тем, что его узнают в российских городах
Облицовка фасада дома на Змеинке «выпала в осадок»
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований