Серия мощных землетрясений, которые продолжают сотрясать Японию, вызывает повышенный интерес и к уровню сейсмоопасности российского Дальнего Востока. Особое внимание привлекают уникальные объекты, которые строятся во Владивостоке в преддверии Саммита АТЭС-2012. Насколько адаптированы их конструктивные решения к эксплуатации в сложных условиях?
– Особое место среди реализуемых проектов занимает уникальный мостовой переход на остров Русский – рекордный в мировой практике по своим параметрам, - рассказал Сергей Бахтин, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения, декан факультета «Мосты и тоннели». - И можно смело сказать, что сооружение самого большого в мире вантового моста ведется с учетом самых передовых теоретических и практических знаний в области отечественного и зарубежного мостостроения. Работа над проектом потребовала проведения комплекса специальных исследований и изысканий, в целом конструкция неоднократно просчитана и выверена, ее испытания проведены в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и в Дании. Изучены все факторы, способные повлиять на нормальное функционирование моста как объекта транспортной инфраструктуры – ветровая и волновая нагрузка, специфика грунтов, особенности мореплавания в данном проливе, и, конечно, сейсмические характеристики. В этом плане проект, предусматривающий нагрузку до 8,1 балла, имеет серьезнейший запас прочности – сопоставимый с требованиями строительства искусственных сооружений в той же Японии. Где эти требования, как мы знаем, предельно жестки.
Японию можно назвать лидером по новейшим сейсмическим технологиям, мосты и высотные здания здесь могут противостоять ощутимым подземным толчкам. Это, к слову, подтвердилось и во время последнего страшного землетрясения – катастрофические разрушения с многочисленными человеческими жертвами в основном вызваны ударом по побережью страны цунами…
И если проводить аналогии, то в первую очередь с «Русским мостом» сопоставим «Акаси Кайкё», который соединяет город Кобе с островом Авадзи. Это самый большой висячий мост в мире, его центральный пролет имеет длину 1991 м, а высота пилонов составляет 298 м. Так вот, мост «Акаси» знаменит еще и тем, что выдержал страшное землетрясение, которое произошло в Кобе в 1995 году, причем – и это самое примечательное – на стадии незавершенного строительства! То есть, когда конструкция еще не работает в полную силу. И, тем не менее, мост устоял! Если говорить о его конструктивных особенностях, здесь имеется система двухшарнирных балок жесткости, позволяющая выдерживать скорости ветра до 80 м/с, сейсмическую активность до 8,5 баллов и противостоять сильным морским течениям. Для уменьшения действующих на мост нагрузок здесь также используются опорные части маятникового типа. Целый комплекс антисейсмических устройств нового поколения учитывается и проектом мостового перехода через пролив Босфор Восточный.
– Проект мостового перехода на остров Русский предусматривает максимальную сейсмозащиту, - отметил Андрей Пышкин, генеральный директор НПЦ «Сейсмозащита», город Владивосток. -. То есть, все сделано для того, чтобы уникальное сооружение осталось устойчивым к любым воздействиям – будь то ураган, цунами или землетрясение. Все конструктивные решения максимально адаптированы к эксплуатации в сложных условиях Приморья.
Другое дело, что в целом проблема сейсмозащиты перед Владивостоком стоит довольно остро. Подавляющее большинство зданий в городе строилось из расчета устойчивости при землетрясении в 6 баллов, хотя его территория находится в зоне, подверженной 7-балльным толчкам. Если сделать экскурс в историю, то при начале массового строительства Владивостока в 1960-м году балльность здесь была занижена, чтобы удешевить строительные расходы. Принципиально уровень сейсмозащиты выдержан для относительно небольшого круга зданий и наиболее ответственных сооружений. Что же касается жилого фонда города, то он в основном соответствует 5-балльной устойчивости, поскольку надо принять во внимание довольно высокий физический износ многих зданий и расположение большого количества домов на склонах сопок.
Отдельные территории города, с «жидкими» почвами, значительными уклонами, требуют от зданий и сооружений 8-балльной устойчивости. Не говорю в данном случае об уровне городских коммуникаций – именно линии коммуникаций оказались уязвимы даже в Японии. Думаю, сегодня в столице Приморья необходима разработка мер современной сейсмической защиты, учитывая, что широких обследований технического состояния жилого фонда во Владивостоке не проводилось 20 лет.
По словам Алексея Баранова, директора филиала ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке, мосты требуют к себе особого внимания, тем более – мост на остров Русский в силу его уникальных инженерных характеристик, требований безопасности и эксплуатационной надежности. При реализации проекта был учтен ряд серьезных факторов, продиктованных и условиями судоходства, и сложнейшими геологическими, климатическими и сейсмичными условиями региона. Специалистов компании «УСК МОСТ» связывают деловые и дружеские отношения с коллегами из японских корпораций Tokyo Rope MFG и Мitsui & Co. Ltd. Мы все искренне сопереживаем и соболезнуем народу Японии, который с присущей ему силой духа стойко и мужественно переносит эту страшную трагедию.
Сергей Дарькин пояснил, почему для строительства православного храма во Владивостоке выбран участок на Корабельной Набережной
Десять тысяч георгиевских лент раздадут во Владивостоке
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований