19.03.2013 19:22
Реформа, которая должна была упростить процедуру прохождения техосмотра, привела лишь к росту коррупции
17 марта 2012 года только что назначенный новый глава Приморья Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ провел демонстрационный рейд по пунктам технического осмотра во Владивостоке. Визит в ПТО «Автовектор», расположенный на проспекте Острякова, стал первым шагом нового губернатора к завоеванию симпатий автомобильной общественности, которая была возмущена огромными очередями и высокой стоимостью навязанных услуг за прохождение техосмотра. Что изменилось с тех пор?
Реформа процедуры техосмотра назрела, когда Москву два года назад сковали многокилометровые очереди на ПТО, а столичные водители взвыли от резко подскочившего ценника на услуги. Схема сравнительно честного отъема денег была проста, как все гениальное - в процедуре прохождения государственного техосмотра появились посредники, которые собирали с автомобилистов деньги за «консультации» и «подготовку документов». Автомобилисты Владивостока столкнулись с подобной схемой еще в начале 2000-х, однако верховная власть обратила внимание на проблему, только когда она оказалась у стен Кремля.
Техосмотр изъяли из ведения МВД и передали под контроль Российского союза автостраховщиков (РСА). Процесс был запущен 1 января 2012 года, и в марте, когда Миклушевский учинял «разнос» в «Автовекторе», пункты техосмотра «нового типа» только выходили на рынок. При этом стоимость прохождения техосмотра в «традиционных» ПТО достигала 3 тыс. и более рублей, хотя официально в Приморье уже были утверждены 983 рубля 14 копеек.
По «госрасценкам» во Владивостоке тогда работали всего несколько предприятий, аффилированных со страховыми компаниями, и частные автовладельцы сразу перебежали к ним. Это вызвало бурю негодования «старых» ПТО, которая не утихла и по сей день. Зимой 2012 года на ряде автомобильных сайтов была даже опубликована статистика ГИБДД, согласно которой аварийность на российских дорогах за год выросла на 5%, в том числе и по причине ухудшения технического состояния автопарка.
По мнению директора ПТО владивостокской компании «СкайАвто» Игоря КАБАЕВА, реформа, которая должна была упростить процедуру прохождения техосмотра, привела лишь к росту коррупции в этой сфере. «Все свелось к чистой формальности. Повсюду можно встретить объявления «Техосмотр недорого». Крупные страховые компании призывают покупать полисы и тут же - диагностические карты. Состояние машины при этом их не волнует. И человек, покупая техосмотр, возможно, выезжает на дорогу на неисправном авто», - говорит Игорь Кабаев.
Здесь стоит заметить, что основания для таких заявлений действительно есть. На кольце улицы Третьей Рабочей во Владивостоке можно приобрести страховой полис и диагностическую карту, не загоняя машину на диагностический стенд. Достаточно просто предъявить страховому агенту свидетельство о регистрации транспортного средства, и через полчаса страховой полис вместе с диагностической картой - у вас в кармане.
Стоимость такого «техосмотра» тоже отличается от официально установленных расценок и составляет 1,5 тыс. рублей. Это в четыре раза дешевле аналогичной прошлогодней процедуры, когда за техосмотр без предъявления автомобиля «старорежимные» ПТО брали 6 тыс. рублей. Услуга, правда, была доступна куда меньшему количеству автовладельцев и считалась в некоторой степени даже элитной. Теперь же в «гаишных» кругах говорят о том, что «купить техосмотр способен любой нищеброд», и именно это обстоятельство способствует повышению аварийности на дорогах.
Впрочем, сами страховщики ведут свой собственный рейтинг аварийности, основанный на выплатах по КАСКО и ОСАГО, и согласно этому рейтингу, опубликованному РСА, аварийность в 2012 году, наоборот, снизилась на 19%. Так как одной из декларируемых целей реформы техосмотра была заявлена забота о безопасности движения, эти данные могут свидетельствовать о том, что ожидания авторов реформы оправдались. С другой стороны, привязка аварийности к выплатам может свидетельствовать лишь о том, что снижается не количество ДТП, а суммы возмещения ущерба.
Как бы то ни было, своей нынешней ролью в процессе прохождения техосмотра страховые компании вполне удовлетворены. РСА получил широкие права по аккредитации операторов техосмотра, и на сегодняшний день в Приморском крае действует уже около сотни аккредитованных ПТО. Причем более половины из них - это прошедшие перерегистрацию пункты техосмотра «старого» образца, а остальные - новые.
В том, кто есть кто, легко разобраться, заглянув на сайт управления ГИБДД Приморского края. В представленном на нем списке из 55 ПТО нет ни пунктов ЗАО «ТО», ни ИП Филиппеня, ни других представителей «нового» лагеря. В случае с предпринимателем Максимом ФИЛИППЕНЯ это неудивительно - многие хорошо помнят, как краевая ГАИ «воевала» с ним за транзитные номера, однако отсутствие информации о других «страховых» операторах вызывает подозрение в ангажированности представленного списка.
Сам Максим Филиппеня, организовавший в Приморье сеть передвижных пунктов техосмотра, считает, что прежним стационарным ПТО будет нелегко конкурировать в новых условиях и некоторым придется уйти с рынка. А так как за многими из них стоят полицейские чиновники, их недовольство и выражается в такой примитивной форме, как замалчивание и игнорирование.
«Правительство РФ, разобравшись в ситуации с техосмотром, разрубило коррупционную составляющую и передало ТО в ведение страховых компаний. Тем самым признав, что государственные органы, которым ранее это было поручено, не справились и проще отдать контроль тем структурам, которые прямо заинтересованы в нормальном проведении ТО», - заявил Филиппеня, добавив, что его передвижные пункты работают по установленным государством расценкам и идут навстречу клиентам в самом буквальном смысле.
«Мы можем организовать прохождение техосмотра прямо на территории автотранспортного предприятия и состыковать свой график работы с графиком клиента. Раньше такое считалось невозможным, руководителям приходилось снимать транспорт с линий, оплачивать работникам командировочные и сверхурочные. Теперь все это в прошлом», - рассказал Максим Филиппеня.
Впрочем, восторги предпринимателя разделяют не все. Так, один из сотрудников технического персонала ПТО «старого» образца, пожелавший остаться неназванным, сообщил «ЗР», что вся шумиха, поднятая вокруг техосмотра в последние годы, не имеет ничего общего с реальной заботой о безопасности.
«Проблема имеет две составляющие - техническую и финансовую. Шум идет вокруг финансовой части. Кто кому будет платить и сколько. С технической же стороны ничего не изменилось: нормы и правила техосмотра остались прежними, с незначительными поправками. И главное, на мой взгляд, не то, под чьей «крышей» будет техосмотр, а то, как обеспечить прозрачность и реальность его прохождения. А в этом направлении результатов пока не видно», - подытожил собеседник.
17 марта 2012 года только что назначенный новый глава Приморья Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ провел демонстрационный рейд по пунктам технического осмотра во Владивостоке. Визит в ПТО «Автовектор», расположенный на проспекте Острякова, стал первым шагом нового губернатора к завоеванию симпатий автомобильной общественности, которая была возмущена огромными очередями и высокой стоимостью навязанных услуг за прохождение техосмотра. Что изменилось с тех пор?
Реформа процедуры техосмотра назрела, когда Москву два года назад сковали многокилометровые очереди на ПТО, а столичные водители взвыли от резко подскочившего ценника на услуги. Схема сравнительно честного отъема денег была проста, как все гениальное - в процедуре прохождения государственного техосмотра появились посредники, которые собирали с автомобилистов деньги за «консультации» и «подготовку документов». Автомобилисты Владивостока столкнулись с подобной схемой еще в начале 2000-х, однако верховная власть обратила внимание на проблему, только когда она оказалась у стен Кремля.
Техосмотр изъяли из ведения МВД и передали под контроль Российского союза автостраховщиков (РСА). Процесс был запущен 1 января 2012 года, и в марте, когда Миклушевский учинял «разнос» в «Автовекторе», пункты техосмотра «нового типа» только выходили на рынок. При этом стоимость прохождения техосмотра в «традиционных» ПТО достигала 3 тыс. и более рублей, хотя официально в Приморье уже были утверждены 983 рубля 14 копеек.
По «госрасценкам» во Владивостоке тогда работали всего несколько предприятий, аффилированных со страховыми компаниями, и частные автовладельцы сразу перебежали к ним. Это вызвало бурю негодования «старых» ПТО, которая не утихла и по сей день. Зимой 2012 года на ряде автомобильных сайтов была даже опубликована статистика ГИБДД, согласно которой аварийность на российских дорогах за год выросла на 5%, в том числе и по причине ухудшения технического состояния автопарка.
По мнению директора ПТО владивостокской компании «СкайАвто» Игоря КАБАЕВА, реформа, которая должна была упростить процедуру прохождения техосмотра, привела лишь к росту коррупции в этой сфере. «Все свелось к чистой формальности. Повсюду можно встретить объявления «Техосмотр недорого». Крупные страховые компании призывают покупать полисы и тут же - диагностические карты. Состояние машины при этом их не волнует. И человек, покупая техосмотр, возможно, выезжает на дорогу на неисправном авто», - говорит Игорь Кабаев.
Здесь стоит заметить, что основания для таких заявлений действительно есть. На кольце улицы Третьей Рабочей во Владивостоке можно приобрести страховой полис и диагностическую карту, не загоняя машину на диагностический стенд. Достаточно просто предъявить страховому агенту свидетельство о регистрации транспортного средства, и через полчаса страховой полис вместе с диагностической картой - у вас в кармане.
Стоимость такого «техосмотра» тоже отличается от официально установленных расценок и составляет 1,5 тыс. рублей. Это в четыре раза дешевле аналогичной прошлогодней процедуры, когда за техосмотр без предъявления автомобиля «старорежимные» ПТО брали 6 тыс. рублей. Услуга, правда, была доступна куда меньшему количеству автовладельцев и считалась в некоторой степени даже элитной. Теперь же в «гаишных» кругах говорят о том, что «купить техосмотр способен любой нищеброд», и именно это обстоятельство способствует повышению аварийности на дорогах.
Впрочем, сами страховщики ведут свой собственный рейтинг аварийности, основанный на выплатах по КАСКО и ОСАГО, и согласно этому рейтингу, опубликованному РСА, аварийность в 2012 году, наоборот, снизилась на 19%. Так как одной из декларируемых целей реформы техосмотра была заявлена забота о безопасности движения, эти данные могут свидетельствовать о том, что ожидания авторов реформы оправдались. С другой стороны, привязка аварийности к выплатам может свидетельствовать лишь о том, что снижается не количество ДТП, а суммы возмещения ущерба.
Как бы то ни было, своей нынешней ролью в процессе прохождения техосмотра страховые компании вполне удовлетворены. РСА получил широкие права по аккредитации операторов техосмотра, и на сегодняшний день в Приморском крае действует уже около сотни аккредитованных ПТО. Причем более половины из них - это прошедшие перерегистрацию пункты техосмотра «старого» образца, а остальные - новые.
В том, кто есть кто, легко разобраться, заглянув на сайт управления ГИБДД Приморского края. В представленном на нем списке из 55 ПТО нет ни пунктов ЗАО «ТО», ни ИП Филиппеня, ни других представителей «нового» лагеря. В случае с предпринимателем Максимом ФИЛИППЕНЯ это неудивительно - многие хорошо помнят, как краевая ГАИ «воевала» с ним за транзитные номера, однако отсутствие информации о других «страховых» операторах вызывает подозрение в ангажированности представленного списка.
Сам Максим Филиппеня, организовавший в Приморье сеть передвижных пунктов техосмотра, считает, что прежним стационарным ПТО будет нелегко конкурировать в новых условиях и некоторым придется уйти с рынка. А так как за многими из них стоят полицейские чиновники, их недовольство и выражается в такой примитивной форме, как замалчивание и игнорирование.
«Правительство РФ, разобравшись в ситуации с техосмотром, разрубило коррупционную составляющую и передало ТО в ведение страховых компаний. Тем самым признав, что государственные органы, которым ранее это было поручено, не справились и проще отдать контроль тем структурам, которые прямо заинтересованы в нормальном проведении ТО», - заявил Филиппеня, добавив, что его передвижные пункты работают по установленным государством расценкам и идут навстречу клиентам в самом буквальном смысле.
«Мы можем организовать прохождение техосмотра прямо на территории автотранспортного предприятия и состыковать свой график работы с графиком клиента. Раньше такое считалось невозможным, руководителям приходилось снимать транспорт с линий, оплачивать работникам командировочные и сверхурочные. Теперь все это в прошлом», - рассказал Максим Филиппеня.
Впрочем, восторги предпринимателя разделяют не все. Так, один из сотрудников технического персонала ПТО «старого» образца, пожелавший остаться неназванным, сообщил «ЗР», что вся шумиха, поднятая вокруг техосмотра в последние годы, не имеет ничего общего с реальной заботой о безопасности.
«Проблема имеет две составляющие - техническую и финансовую. Шум идет вокруг финансовой части. Кто кому будет платить и сколько. С технической же стороны ничего не изменилось: нормы и правила техосмотра остались прежними, с незначительными поправками. И главное, на мой взгляд, не то, под чьей «крышей» будет техосмотр, а то, как обеспечить прозрачность и реальность его прохождения. А в этом направлении результатов пока не видно», - подытожил собеседник.
Источник: Золотой Рог
Просмотров: 753
Коментариев: 0
Смотрите также:
Всемирный банк: уровень взяточничества в Приморье – один из самых высоких в России
Около 1,5 млн рублей требуется на лечение 20-летней девушки из Приморья
Всемирный банк: уровень взяточничества в Приморье – один из самых высоких в России
Около 1,5 млн рублей требуется на лечение 20-летней девушки из Приморья
Прими участие в опросе, нам важно мнение каждого! Итоги и архив голосований